Содержание
-
Древнее искусство народов Прикамья
-
Пермский звериный стиль
Пе́рмскийзвери́ныйстиль — разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. — XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.
-
Ананьинская культура. Бронзовая секира В рамках Ананьинскойкультуры (VIII-IIIвека до н. э.) начал складываться своеобразный звериный стиль, испытавший влияние скифо-сибирского звериного стиля. В резьбе по кости и камню (рукояти ножей, пряслица) и в металлопластике распространены местные мотивы (изображения лося, медведя, волка) Бляха «Зооморфное превращение» Ананьинская культура 6-4 века до н.э.
-
Гляденовскаякультура- археологическая культура эпохи раннего железного века (IIIв. до н. э. – Vв. н. э.). Сформировалась на базе предшествующей ананьинской культуры. На памятниках в мощных отложениях сырых и пережжённых костей выявлены остатки жертвенников и человеческих жертвоприношений, а также собрано огромное количество украшений из бронзы, стеклянных античных бус, антропоморфных и зооморфных изображений, наконечников стрел из металла и кости
-
-
Расцвет пермского звериного стиля приходится на Ломоватовскую культуру (V–IX века н. э.), возникновение которой связывают с притоком в верховья Камы южных племен.
-
С этого времени звериный стиль разделяется на два варианта. Один составляют объемные фигурки птиц и зверей, которые в виде пронизок, подвесок и накладок использовались в убранстве одежд. Чаще всего их находят в захоронениях.
-
Другой вариант звериного стиля – плоские односторонние бляшки с антропоморфными изображениями, составляющие симметрическую и, в самый поздний период, иерархическую композицию. Эти бляшки обнаружены в основном на месте бывших культовых капищ.
-
Человеколоси
-
«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля. Большинство фигур человеколосейпермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире. Республика Коми, Троицко-Печорский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Крылатый человеколось стоит на ящере.
-
Всадник на ящере Божество на ящере, означающем Нижний мир, обитель мертвых. Ящер проглатывает головы – жизни, затем они в виде зародышей – головок лосей возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Божество – крылатый человеколось - регулирует процесс смерти и возрождения. VI-VIII вв. Пермский край, Чердынский район Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. Сохранились фигуры четырех человеколосей, идущих друг за другом по утиным головам.
-
Птицы
-
Птица Карс Место находки: Пермский край Материал: Бронза Датировка: VII — IX вв. У манси птица носила имя Карс. Враждебное людям существо, питалась человечиной, но помогала герою-божеству Альви, который спас птенцов Карса от железной лягушки.
-
-
Птица-первопредок людей-лосей. Вестник небесных божеств. Место находки - р. Язьва, Красновишерский район Пермского края. VII-X вв.
-
Медведи
-
Место находки: Пермский край, Лысьвенскийрайон Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв. Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. На оборотной стороне по углам-петли для пришивания к одежде.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.