Содержание
-
«Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»
А.С.Пушкин
-
Василий Андреевич Жуковский
-
Жуковский Василий Андреевич
Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попавшая в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Гравюра А.А.Фролова с оригинала П.Ф. Соколова. 1817 г. Москва.
-
Дом Буниных
Сначала он обучался в доме Буниных, а затем в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище.
-
В 1797 — 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. Участие в "Дружеском литературном обществе", в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского.
-
В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи "Певец во стане русских воинов" (1812), послание "Императору Александру" (1814), принесшие ему широкую известность.
-
С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 — воспитателя наследника, будущего Александра II.
-
Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов.
-
В 1841 году отношения с царским двором ухудшились настолько, что, получив почетную отставку, Жуковский принял решение переселиться в Германию. Там он женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна. Жуковский делал несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили ему осуществить свое намерение
-
Умер Жуковский в Баден-Бадене 24 апреля 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
-
«Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..», - В.Г.Белинский
-
РОМАНТИЗМ
Мучительное переживание разлада с действительностью Бегство от реальности (уход в природу, в экзотические страны, в иное время и пространство) Двоемирие – противопоставление реального и воображаемого идеального мира Вера во всемогущество духа человека, его индивидуальность, стремление личности в свободе
-
БАЛЛАДА
(от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического,необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.
-
БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО
-
В 1808 году представил публике балладу «Людмила», являвшуюся вольным переложением на русский язык культовой баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Людмила» явилась первым опытом поэта в балладном жанре; она имела шумный успех, но Жуковский оставался в творческом отношении неудовлетворённым: задачу создания подлинно русской романтической баллады он не считал разрешённой
-
Баллада Бюргера «Ленора» в переводе Жуковского Леноре снится страшный сон. Ее жених не вернулся с войны. Ленора убита горем, она не может смириться с этой потерей, как советует ей мать, и бунтует. В балладе открыто не выражаются причины гибели Вильгельма, однако читатель понимает, что жених Леноры пал жертвой именно «монархов вражеских держав», которые в войне преследовали свои цели и интересы. Но героиня баллады предъявляет счет за убитого жениха не Фридерику, за которым ее милый пошел на войну, а богу, - адресат выбран на том основании, что именно ему Ленора молилась о возвращении жениха. Ленора перестает ходить в церковь, создает свое представление о рае и аде. За этот грех она жестоко наказана: обезумевшая девушка не видит в Вильгельме мертвеца и позволяет мертвому жениху увести себя в могилу. Завершается баллада своеобразным итогом, который подводит хор духов, призывая людей к терпению и смирению: Рука с рукой летает, Виясь над ней, толпа теней И так ей припевает: «Терпи, терпи, хоть ноет грудь; Творцу в бедах покорна будь»..
-
В том же 1808 году Жуковский взялся за работу над новой балладой, но при этом вновь в качестве отправной точки обратился к бюргеровской «Леноре».
-
БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»
Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора» Карл Брюллов Александр Новоскольцев
-
Алекса́ндраАндре́евнаВое́йкова (урождённая Протасова; 1795—16 февраля 1829) — крестница В.Жуковского, адресат его баллады «Светлана». Муза поэта Н. М. Языкова.
-
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окном Слушали; кормилиСчетным курицу зерном; Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой, Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
-
Святки
-
Тускло светится луна В сумраке тумана —Молчалива и грустна Милая Светлана.«Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко;Слушай песни круговой; Вынь себе колечко.Пой, красавица: Кузнец,Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое;Мне венчаться тем венцом,Обручаться тем кольцом При святом налое».
-
«Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко;Мне судьбина умереть В грусти одинокой.Год промчался — вести нет; Он ко мне не пишет;Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит...Иль не вспомнишь обо мне?Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?Я молюсь и слезы лью!Утоли печаль мою, Ангел-утешитель».
-
Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою;И на том столе стоит Зеркало с свечою;Два прибора на столе. «Загадай, Светлана;В чистом зеркала стекле В полночь, без обманаТы узнаешь жребий свой:Стукнет в двери милый твой Легкою рукою;Упадет с дверей запор;Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою».
-
Вот красавица одна; К зеркалу садится;С тайной робостью она В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье...Робость в ней волнует грудь,Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи...С треском пыхнул огонек,Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи.
-
Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит...Вот... легохонько замком Кто-то стукнул, слышит;Робко в зеркало глядит: За ее плечамиКто-то, чудилось, блестит Яркими глазами...Занялся от страха дух...Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот:«Я с тобой, моя краса;Укротились небеса; Твой услышан ропот!»
-
Оглянулась... милый к ней Простирает руки.«Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки.Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками;Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами».Был в ответ умильный взор;Идут на широкий двор, В ворота тесовы;У ворот их санки ждут;С нетерпенья кони рвут Повода шелковы.
-
Сели... кони с места враз; Пышут дым ноздрями;От копыт их поднялась Вьюга над санями.Скачут... пусто все вокруг, Степь в очах Светланы:На луне туманный круг; Чуть блестят поляны.Сердце вещее дрожит;Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?»Ни полслова ей в ответ:Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый.
-
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий...Вот в сторонке божий храм Виден одинокий;Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме;Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме;На средине черный гроб;И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!»Пуще девица дрожит;Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый.
-
Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками;Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями;Ворон каркает: печаль! Кони торопливыЧутко смотрят в темну даль, Подымая гривы;Брезжит в поле огонек;Виден мирный уголок, Хижинка под снегом.Кони борзые быстрей,Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом.
-
Вот примчалися... и вмиг Из очей пропали:Кони, сани и жених Будто не бывали.Одинокая, впотьмах, Брошена от друга,В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга.Возвратиться — следу нет...Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась;В дверь с молитвою стучит...Дверь шатнулася... скрыпит... Тихо растворилась.
-
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт Белою запоной;Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой...Ах! Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель?Страшен хижины пустой Безответный житель.Входит с трепетом, в слезах;Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась;И с крестом своим в руке,Под святыми в уголке Робко притаилась.
-
Все утихло... вьюги нет... Слабо свечка тлится,То прольет дрожащий свет, То опять затмится...Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье...Чу, Светлана!.. в тишине Легкое журчанье...Вот глядит: к ней в уголокБелоснежный голубок С светлыми глазами,Тихо вея, прилетел,К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами.
-
Смолкло все опять кругом... Вот Светлане мнится,Что под белым полотном Мертвый шевелится...Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи)Виден весь — на лбу венец, Затворены очи.Вдруг... в устах сомкнутых стон;Силится раздвинуть он Руки охладелы...Что же девица?.. Дрожит...Гибель близко... но не спит Голубочек белый.
-
Встрепенулся, развернул Легкие он крилы;К мертвецу на грудь вспорхнул... Всей лишенный силы,Простонав, заскрежетал Страшно он зубамиИ на деву засверкал Грозными очами...Снова бледность на устах;В закатившихся глазах Смерть изобразилась...Глядь, Светлана... о творец!Милый друг ее — мертвец! Ах!.. и пробудилась.
-
Где ж?.. У зеркала, одна Посреди светлицы;В тонкий занавес окна Светит луч денницы;Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем;Все блестит... Светланин дух Смутен сновиденьем.«Ах! ужасный, грозный сон!Не добро вещает он — Горькую судьбину;Тайный мрак грядущих дней,Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?»
-
Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана;Из окна широкий путь Виден сквозь тумана;Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий...Чу!.. в дали пустой гремит Колокольчик звонкий;На дороге снежный прах;Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны;Ближе; вот уж у ворот;Статный гость к крыльцу идет... Кто?.. Жених Светланы.
-
Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки?Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки;Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры;То ж на сладостных устах Милы разговоры.Отворяйся ж, божий храм;Вы летите к небесам, Верные обеты;Соберитесь, стар и млад;Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многилеты!
-
Улыбнись, моя краса, На мою балладу;В ней большие чудеса, Очень мало складу.Взором счастливый твоим, Не хочу и славы;Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый.Вот баллады толк моей:«Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье.Благ зиждителя закон:Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».
-
О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана...Будь, создатель, ей покров! Ни печали рана,Ни минутной грусти тень К ней да не коснется;В ней душа как ясный день; Ах! да пронесетсяМимо — Бедствия рука;Как приятный ручейка Блеск на лоне луга,Будь вся жизнь ее светла,Будь веселость, как была, Дней ее подруга.
-
«В душе Светланы живут народные обычаи и предания; в её духовный мир прочно вошли гадания, обряды, народно-поэтические выражения и представления. Всем этим Жуковский подготовил создание в поэзии русского национального характера» В.И. Коровин
-
ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ
Наличие фабульной основы, сюжета Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет Символический характер пространства и времени Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил Нередко присутствие фольклорного начала Моралистический итог
-
План баллады
Светлана гадает Сон Светланы Поездка с незнакомцем Приезд в «Божий храм» Дорога к избушке В избушке Пробуждение от сна Обращение автора
-
Экспозиция
вступительная, исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц.
-
завязка
событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем
-
Развитие действия
структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.
-
Кульминация
момент наивысшего в развитии действия художественного произведения
-
развязка
положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена
-
Образ Светланы
Описание (портрет) Какие прилагательные использует автор? Отношение автора
-
СИМВОЛЫ
-
Образы, символы и мотивы баллады
Традиция Дорога – из сумерек в тьму Птицы Свет Цвет Новаторство Дорога – через сумерки – к свету Птицы: ворон, голубь, петух – все плохое – во сне Свет – огонек веры в Бога Цвет – несет эмоции
-
Цвет в балладе «Светлана»
-
Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»:
а) колокольчик – б) Светлана – в) мрак – г) судьбина – д) путь – е) день – ж) свет –
-
Домашнее задание:
Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем? Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.