Презентация на тему "«Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»"

Презентация: «Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»
Включить эффекты
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»", включающую в себя 54 слайда. Скачать файл презентации 2.25 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    54
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»
    Слайд 1

    «Его стихов пленительная сладостьпройдет веков завистливую даль…»

    А.С.Пушкин

  • Слайд 2

    Василий Андреевич Жуковский

  • Слайд 3

    Жуковский Василий Андреевич

    Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попавшая в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Гравюра А.А.Фролова с оригинала П.Ф. Соколова. 1817 г. Москва.

  • Слайд 4

    Дом Буниных

    Сначала он обучался в доме Буниных, а затем в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище.

  • Слайд 5

    В 1797 — 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. Участие в "Дружеском литературном обществе", в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского. 

  • Слайд 6

    В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи "Певец во стане русских воинов" (1812), послание "Императору Александру" (1814), принесшие ему широкую известность.

  • Слайд 7

    С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 — воспитателя наследника, будущего Александра II.

  • Слайд 8

    Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов.

  • Слайд 9

    В 1841 году отношения с царским двором ухудшились настолько, что, получив почетную отставку, Жуковский принял решение переселиться в Германию. Там он женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна. Жуковский делал несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили ему осуществить свое намерение

  • Слайд 10

    Умер Жуковский в Баден-Бадене 24 апреля 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

  • Слайд 11

    «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..», - В.Г.Белинский

  • Слайд 12

    РОМАНТИЗМ

    Мучительное переживание разлада с действительностью Бегство от реальности (уход в природу, в экзотические страны, в иное время и пространство) Двоемирие – противопоставление реального и воображаемого идеального мира Вера во всемогущество духа человека, его индивидуальность, стремление личности в свободе

  • Слайд 13

    БАЛЛАДА

    (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического,необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.

  • Слайд 14

    БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО

  • Слайд 15

    В 1808 году представил публике балладу «Людмила», являвшуюся вольным переложением на русский язык культовой баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера  «Людмила» явилась первым опытом поэта в балладном жанре; она имела шумный успех, но Жуковский оставался в творческом отношении неудовлетворённым: задачу создания подлинно русской романтической баллады он не считал разрешённой

  • Слайд 16

    Баллада Бюргера «Ленора» в переводе Жуковского Леноре снится страшный сон. Ее жених не вернулся с войны. Ленора убита горем, она не может смириться с этой потерей, как советует ей мать, и бунтует. В балладе открыто не выражаются причины гибели Вильгельма, однако читатель понимает, что жених Леноры пал жертвой именно «монархов вражеских держав», которые в войне преследовали свои цели и интересы. Но героиня баллады предъявляет счет за убитого жениха не Фридерику, за которым ее милый пошел на войну, а богу, - адресат выбран на том основании, что именно ему Ленора молилась о возвращении жениха. Ленора перестает ходить в церковь, создает свое представление о рае и аде. За этот грех она жестоко наказана: обезумевшая девушка не видит в Вильгельме мертвеца и позволяет мертвому жениху увести себя в могилу. Завершается баллада своеобразным итогом, который подводит хор духов, призывая людей к терпению и смирению: Рука с рукой летает, Виясь над ней, толпа теней И так ей припевает: «Терпи, терпи, хоть ноет грудь; Творцу в бедах покорна будь»..

  • Слайд 17

    В том же 1808 году Жуковский взялся за работу над новой балладой, но при этом вновь в качестве отправной точки обратился к бюргеровской «Леноре».

  • Слайд 18

    БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

    Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора» Карл Брюллов Александр Новоскольцев

  • Слайд 19

    Алекса́ндраАндре́евнаВое́йкова (урождённая  Протасова; 1795—16 февраля 1829) — крестница  В.Жуковского, адресат его баллады «Светлана». Муза поэта Н. М. Языкова.

  • Слайд 20

    Раз в крещенский вечерок    Девушки гадали:За ворота башмачок,    Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окном    Слушали; кормилиСчетным курицу зерном;    Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,    Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в лад    Песенки подблюдны.

  • Слайд 21

    Святки

  • Слайд 22

    Тускло светится луна    В сумраке тумана —Молчалива и грустна    Милая Светлана.«Что, подруженька, с тобой?    Вымолви словечко;Слушай песни круговой;    Вынь себе колечко.Пой, красавица: Кузнец,Скуй мне злат и нов венец,    Скуй кольцо златое;Мне венчаться тем венцом,Обручаться тем кольцом    При святом налое».

  • Слайд 23

    «Как могу, подружки, петь?    Милый друг далёко;Мне судьбина умереть    В грусти одинокой.Год промчался — вести нет;    Он ко мне не пишет;Ах! а им лишь красен свет,    Им лишь сердце дышит...Иль не вспомнишь обо мне?Где, в какой ты стороне?    Где твоя обитель?Я молюсь и слезы лью!Утоли печаль мою,    Ангел-утешитель».

  • Слайд 24

    Вот в светлице стол накрыт    Белой пеленою;И на том столе стоит    Зеркало с свечою;Два прибора на столе.    «Загадай, Светлана;В чистом зеркала стекле    В полночь, без обманаТы узнаешь жребий свой:Стукнет в двери милый твой    Легкою рукою;Упадет с дверей запор;Сядет он за свой прибор    Ужинать с тобою».

  • Слайд 25

    Вот красавица одна;    К зеркалу садится;С тайной робостью она    В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом    Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем    Чуть лиет сиянье...Робость в ней волнует грудь,Страшно ей назад взглянуть,    Страх туманит очи...С треском пыхнул огонек,Крикнул жалобно сверчок,    Вестник полуночи.

  • Слайд 26

    Подпершися локотком,    Чуть Светлана дышит...Вот... легохонько замком    Кто-то стукнул, слышит;Робко в зеркало глядит:    За ее плечамиКто-то, чудилось, блестит    Яркими глазами...Занялся от страха дух...Вдруг в ее влетает слух    Тихий, легкий шепот:«Я с тобой, моя краса;Укротились небеса;    Твой услышан ропот!»

  • Слайд 27

    Оглянулась... милый к ней    Простирает руки.«Радость, свет моих очей,    Нет для нас разлуки.Едем! Поп уж в церкви ждет    С дьяконом, дьячками;Хор венчальну песнь поет;    Храм блестит свечами».Был в ответ умильный взор;Идут на широкий двор,    В ворота тесовы;У ворот их санки ждут;С нетерпенья кони рвут    Повода шелковы.

  • Слайд 28

    Сели... кони с места враз;    Пышут дым ноздрями;От копыт их поднялась    Вьюга над санями.Скачут... пусто все вокруг,    Степь в очах Светланы:На луне туманный круг;    Чуть блестят поляны.Сердце вещее дрожит;Робко дева говорит:    «Что ты смолкнул, милый?»Ни полслова ей в ответ:Он глядит на лунный свет,    Бледен и унылый.

  • Слайд 29

    Кони мчатся по буграм;    Топчут снег глубокий...Вот в сторонке божий храм    Виден одинокий;Двери вихорь отворил;    Тьма людей во храме;Яркий свет паникадил    Тускнет в фимиаме;На средине черный гроб;И гласит протяжно поп:    «Буди взят могилой!»Пуще девица дрожит;Кони мимо; друг молчит,    Бледен и унылый.

  • Слайд 30

    Вдруг метелица кругом;    Снег валит клоками;Черный вран, свистя крылом,    Вьется над санями;Ворон каркает: печаль!    Кони торопливыЧутко смотрят в темну даль,    Подымая гривы;Брезжит в поле огонек;Виден мирный уголок,    Хижинка под снегом.Кони борзые быстрей,Снег взрывая, прямо к ней    Мчатся дружным бегом.

  • Слайд 31

    Вот примчалися... и вмиг    Из очей пропали:Кони, сани и жених    Будто не бывали.Одинокая, впотьмах,    Брошена от друга,В страшных девица местах;    Вкруг метель и вьюга.Возвратиться — следу нет...Виден ей в избушке свет:    Вот перекрестилась;В дверь с молитвою стучит...Дверь шатнулася... скрыпит...    Тихо растворилась.

  • Слайд 32

    Что ж?.. В избушке гроб; накрыт    Белою запоной;Спасов лик в ногах стоит;    Свечка пред иконой...Ах! Светлана, что с тобой?    В чью зашла обитель?Страшен хижины пустой    Безответный житель.Входит с трепетом, в слезах;Пред иконой пала в прах,    Спасу помолилась;И с крестом своим в руке,Под святыми в уголке    Робко притаилась.

  • Слайд 33

    Все утихло... вьюги нет...    Слабо свечка тлится,То прольет дрожащий свет,    То опять затмится...Все в глубоком, мертвом сне,    Страшное молчанье...Чу, Светлана!.. в тишине    Легкое журчанье...Вот глядит: к ней в уголокБелоснежный голубок    С светлыми глазами,Тихо вея, прилетел,К ней на перси тихо сел,    Обнял их крылами.

  • Слайд 34

    Смолкло все опять кругом...    Вот Светлане мнится,Что под белым полотном    Мертвый шевелится...Сорвался покров; мертвец    (Лик мрачнее ночи)Виден весь — на лбу венец,    Затворены очи.Вдруг... в устах сомкнутых стон;Силится раздвинуть он    Руки охладелы...Что же девица?.. Дрожит...Гибель близко... но не спит    Голубочек белый.

  • Слайд 35

    Встрепенулся, развернул    Легкие он крилы;К мертвецу на грудь вспорхнул...    Всей лишенный силы,Простонав, заскрежетал    Страшно он зубамиИ на деву засверкал    Грозными очами...Снова бледность на устах;В закатившихся глазах    Смерть изобразилась...Глядь, Светлана... о творец!Милый друг ее — мертвец!    Ах!.. и пробудилась.

  • Слайд 36

    Где ж?.. У зеркала, одна    Посреди светлицы;В тонкий занавес окна    Светит луч денницы;Шумным бьет крылом петух,    День встречая пеньем;Все блестит... Светланин дух    Смутен сновиденьем.«Ах! ужасный, грозный сон!Не добро вещает он —    Горькую судьбину;Тайный мрак грядущих дней,Что сулишь душе моей,    Радость иль кручину?»

  • Слайд 37

    Села (тяжко ноет грудь)    Под окном Светлана;Из окна широкий путь    Виден сквозь тумана;Снег на солнышке блестит,    Пар алеет тонкий...Чу!.. в дали пустой гремит    Колокольчик звонкий;На дороге снежный прах;Мчат, как будто на крылах,    Санки кони рьяны;Ближе; вот уж у ворот;Статный гость к крыльцу идет...    Кто?.. Жених Светланы.

  • Слайд 38

    Что же твой, Светлана, сон,    Прорицатель муки?Друг с тобой; все тот же он    В опыте разлуки;Та ж любовь в его очах,    Те ж приятны взоры;То ж на сладостных устах    Милы разговоры.Отворяйся ж, божий храм;Вы летите к небесам,    Верные обеты;Соберитесь, стар и млад;Сдвинув звонки чаши, в лад    Пойте: многилеты!

  • Слайд 39

    Улыбнись, моя краса,    На мою балладу;В ней большие чудеса,    Очень мало складу.Взором счастливый твоим,    Не хочу и славы;Слава — нас учили — дым;    Свет — судья лукавый.Вот баллады толк моей:«Лучший друг нам в жизни сей    Вера в провиденье.Благ зиждителя закон:Здесь несчастье — лживый сон;    Счастье — пробужденье».

  • Слайд 40

    О! не знай сих страшных снов    Ты, моя Светлана...Будь, создатель, ей покров!    Ни печали рана,Ни минутной грусти тень    К ней да не коснется;В ней душа как ясный день;    Ах! да пронесетсяМимо — Бедствия рука;Как приятный ручейка    Блеск на лоне луга,Будь вся жизнь ее светла,Будь веселость, как была,    Дней ее подруга.

  • Слайд 41

    «В душе Светланы живут народные обычаи и предания; в её духовный мир прочно вошли гадания, обряды, народно-поэтические выражения и представления. Всем этим Жуковский подготовил создание в поэзии русского национального характера» В.И. Коровин

  • Слайд 42

    ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ

    Наличие фабульной основы, сюжета Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет Символический характер пространства и времени Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил Нередко присутствие фольклорного начала Моралистический итог

  • Слайд 43

    План баллады

    Светлана гадает Сон Светланы Поездка с незнакомцем Приезд в «Божий храм» Дорога к избушке В избушке Пробуждение от сна Обращение автора

  • Слайд 44

    Экспозиция

    вступительная, исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц.

  • Слайд 45

    завязка

    событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем

  • Слайд 46

    Развитие действия

    структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

  • Слайд 47

    Кульминация

    момент наивысшего в развитии действия художественного произведения

  • Слайд 48

    развязка

    положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена

  • Слайд 49

    Образ Светланы

    Описание (портрет) Какие прилагательные использует автор? Отношение автора

  • Слайд 50

    СИМВОЛЫ

  • Слайд 51

    Образы, символы и мотивы баллады

    Традиция Дорога – из сумерек в тьму Птицы Свет Цвет Новаторство Дорога – через сумерки – к свету Птицы: ворон, голубь, петух – все плохое – во сне Свет – огонек веры в Бога Цвет – несет эмоции

  • Слайд 52

    Цвет в балладе «Светлана»

  • Слайд 53

    Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»:

    а) колокольчик – б) Светлана – в) мрак – г) судьбина – д) путь – е) день – ж) свет –

  • Слайд 54

    Домашнее задание:

    Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем? Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке