Содержание
-
Василий Андреевич Жуковский
Слово о поэте и его романтической балладе «Лесной царь»
-
Цель урока:
познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Лесной царь». сравнить тексты баллады Гёте и Жуковского Примечание В основе педагогической мастерской – индивидуальная или групповая самостоятельная работа учеников по изучению нового материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики прорабатывают и преобразовывают текст учебника или дополнительный материал в план, тезисы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книг, а не со слов учителя. 2
-
Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль,И, внемля им, вздохнет о славе младость,Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость.А.С.Пушкин «К портрету Жуковского»
3
-
4
-
«Весь мир в мою теснился грудь…»
Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Задание I. Познакомьтесь с содержанием статьи учебника (с. 58-59). Составьте тезисный план. Прочтите тезисы, дополните при необходимости свои записи. Скажите, можно ли назвать Жуковского обыкновенным человеком? 5 Посмотреть
-
Василий Андреевич Жуковский… Кто он?
Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Да, все это один человек! «Весь мир в мою теснился грудь…», - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии. 6 Назад
-
Примерная запись в тетради:
В.А.Жуковский – большой оригинальный поэт, открывший новый век в отечественной литературе Поэзия Жуковского пронизана высокой человечностью – автор любит человека, сострадает ему в горе, радуется его победам и верит в добрые начала души Незаконнорожденный сын помещика Бунина – Жуковский считал, что в земных отношениях все зависит не от социальных условий, а от самих людей, от меры их человеколюбия По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, баллады Баллады Жуковского: русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.; античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству. 7 Назад
-
Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Каков он?
Задание II. Запишите словосочетание «романтический мир» и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах. Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам кажется интересным. 8 Посмотреть
-
Примерная запись в тетради:
яркий, таинственный, особенный, необыкновенный, экзотический, исключительный, необычный, загадочный. 9 Назад
-
«Поэзия необыкновенного человека – Василия Андреевича Жуковского – открыла русскому читателю необыкновенный мир».
Послушайте балладу Жуковского «Лесной царь», попытайтесь проанализировать свои чувства. Вопросы: Какие слова Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады? 10
-
Словарь литературоведческих терминов
БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. www.gramma.ru 11 Назад
-
В чем особенность романтической баллады?
Задание III. Прочтите балладу (текст), обсудите в группе проблемный вопрос. Для выполнения задания, используйте карточки. 1 группа – карточка № 1 2 группа – карточка № 2 3 группа – карточка № 3 12
-
Карточка № 1
Какую картину рисует поэт? Что вы представляете, читая эти строки? Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь? Какая атмосфера создана в произведении? Изменилась ли картина в последней строфе? Каков финал произведения? 13 Назад
-
Карточка № 2
Как построена баллада? Кто с кем говорит? Какие чувства испытывает ребенок? Каково отношение Лесного царя к младенцу? Почему отец не видит Лесного царя? Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь? 14 Назад
-
Карточка № 3
Кто обращается к мальчику? Зачем? Отвечает ли ему мальчик? Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный? Подберите синонимы к слову сказочный. Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? 15 Назад
-
Что мы выяснили?
Пейзажный зачин и концовка Диалоги (открытый и скрытый) Реальные и фантастические герои Два мира: реальный и идеальный Острый, напряженный сюжет Трагический финал Сравним с определением: см. здесь 16
-
М. Цветаева «Два «Лесных царя»:
Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов. 17 Задание IV. Сопоставьте строки из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского и определите различия в содержании двух баллад.
-
Гёте Жуковский
18
-
Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность.
Что хотел показать нам Гёте? Что внёс Жуковский в перевод? Запишите свои выводы 19
-
Вот как писала об этом М.И. Цветаева:
“Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”. 20
-
21
-
22
-
23 В. Г. Белинский как-то писал: “…В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...”
-
Рефлексия
Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить. 24
-
Домашнее задание:
Выучить балладу наизусть Определить размер баллады, схему рифмовки. Создать иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Лесной царь» 25
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.