Содержание
-
Этнологические исследования детства
Выполнила: Молодцова Марина Студентка ЮФУ 2 курса, 1 группы Проверила: Жулина Галина Николаевна
-
Цели презентации:
Раскрыть понятия «этническая группа», «социогенез», «инкультурация»; Рассмотреть этнологические исследования М.Мид, Р. Бенедикт, И.С. Кона Показать на примере этнологических исследований детства, как значимо психологу рассматривать ребенка с точки зрения его этнической принадлежности, культуры.
-
План презентации
Цели презентации Введение Этническая группа Социогенез и социогенетические исследования Исследования М.Мид Исследования Р. Бенедикт Исследования И. С. Кона Выводы Список литературы
-
Введение
Этноло́гия — это наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Существует множество областей научного знания, которые изучают особенности развития и поведения детей с точки зрения этнологии. Несмотря на то, что этнология является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами, изучающим человека со всех его сторон: антропология, психология, философия, социология и т.д. Исследование этнических групп позволяет четко дифференцировать культурные различия.
-
Этническая группа
Этническая группа - любая группа с общими культурными традициями и чувством идентичности ее могут объединять история и традиция, язык, география, раса, религия. Наблюдая поведенческие различия в этнических группах, психологи могут получить представление о том, какие виды и формы поведения изменяются от культуры к культуре, а какие являются относительно постоянными и оказывается во всех [5].
-
Социогенез
Социгенез – это процесс эволюции человеческих сообществ (социальных групп) в культурно-историческом пространстве; развитие личности и межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах в различные социально- исторические периоды [1,c.54].
-
социогенетические исследования
В психологии развития долгие годы господствовала тенденция изучения ребенка в плоскости «здесь и теперь». В то же время в социогенетических исследованиях, берущих свое начало с классических работ В. Вундта и К. Юнга по психологии народов, отсутствовала детская проблематика. Лишь в последние десятилетия ХХ века начинается сближение этих двух направлений, что дает надежду осуществить междисциплинарный синтез и с его помощью создать целостную панораму закономерностей становления личности ребенка в обществе. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с другими людьми[1,c.54-56].
-
Этнологические исследования
Проведено много исследований, целью которых было выявление различий в процессе социализации индивида через сравнение двух и более культур. Известный американский этнопсихологМ.Мид изучала особенности социализации в традиционных культурах. Собранные ею материалы позволили сделать заключение о ведущей роли социокультурных факторов в психологическом развитии детей. Социализация понимается М.Мид как процесс «инкультурации», передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Данный подход предполагает автоматический перенос культурных воздействий на ребенка, который пассивно впитывает все влияния общества, среди которых особое значение имеют культурные традиции общества, принципы обучения и воспитания детей, а также доминирующий стиль общения в семье. М.Мид и Р.Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития. Они указали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому (в частности, переходы от детства к отрочеству и зрелости). Также в сферу их интересов входило исследование способов влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений индивида. М.Мид считала, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе» [4, с.141].
-
Исследования Маргарет Мид
МидМаргарет (1901-1978) - американский культуролог и антрополог Эмпирическая основа концепции М. Мид - 25-летние полевые исследования архаических культур с применением тестов, фото- и киноописаний[6]. М. Мид стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в “цивилизованном мире” практикой воспитания детей и подростков[5].
-
Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам. На Самоа методики родительского воспитания детей существенно отличаются от принятых в американской культуре. Родители самоанских детей старались избегать конфликтов с ними, не ограничивали игр, не заставляли силой выполнять какие-либо действия. Поэтому между ними редко возникали конфликты и эмоциональная. Правила и ограничения в основном ставил традиции[5].
-
М. Мидбыла твердо убеждена, что основы взаимоотношений культуры и индивида формируются в процессе взросления ребенка. Изучением детства, она занималась на протяжении всей своей карьеры, одновременно этнографически и, в поздний период ее деятельности на расстоянии. Она изобретала все новые способы, позволяющие исследовать психологические аспекты культуры и культурных характеристик повседневной жизни[5].
-
Исследования Рут Бенедикт
Американская исследовательница Рут Бенедикт в работе "Модели культуры" утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, которые направляют их жизнь Это означает, что выбор человека определяется культурой, к которой она принадлежит. Максимума это влияние достигает, когда ребенку исполняется пять лет. Столкновение с культурными нормами и ожиданиями часто вызывает возмущение и неприязнь ребенка, потому что она стремится к автономии и свободного выражения побуждений, что приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль "агентов" культуры, - родителями, родными, старшими. Принятию культурных норм способствуют тесные эмоциональные связи между детьми и родителями[5].
-
Исследования И.С. Кона
Кон отмечал различие стилей воспитания как в синхронном (национальные, социальные, классовые), так и в историческом планах, подчеркивая, что «ни один из этих стилей, точнее ни одна из этих ценностных ориентаций никогда не господствует безраздельно, особенно если речь идет о практике воспитания». Ведь у каждого народа процессы социализации имеют свои особенности, связанные с теми или иными нормативными представлениями и воспитательским опытом, выработанным в течение многих веков [2]. И. С. Кон провел сравнение западной и восточной моделей личности. Западная модель человека является активно-предметной. Личность формируется в процессе внешней деятельности, в деяниях, поступках, посредством оперирования предметами. Восточная, особенно индийская, модель личности не придает такого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, составляющая пружину личности, развивается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта[3].
-
Западная модель Утверждает самоценностьличности Понимает личность как целостную систему. Раздробленность, множественность «Я» воспринимается европейцами, как болезнь, которую необходимо лечить. Этнокультурная модель оценивает личность в целом, ее поступки в разных ситуациях считаются проявлением одной и той же сущности. .Для людей важно понимание, почему он поступает подобным образом: из чувства благодарности, патриотизма, корысти и пр. Важен нравственный аспект поступков человека. Человек западной культуры четко осознает свое отличие от других, свою «самость» Восточная модель Подчеркивает зависимость личности от определенной социальной группы Личность воспринимается как множественность, совокупность различных обязанностей, как долг по отношению к обществу, родителям, фирме, семье, самому себе. Избегают суждений о человеке в целом, делят его поведение на изолированные области, в каждой из которых действуют свои законы и нормы поведения. поведение оценивается общими правилами и нормами. Важно не то, почему человек так поступает, а поступает ли он в соответствии с нормами, принятыми в данном этносе. Важна реализация себя лишь как части целого сообщества.
-
Выводы:
Исследование этнических групп позволяет четко дифференцировать культурные различия. Основная идея социогенеза- психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с другими людьми. По М. Мид основы взаимоотношений культуры и индивида формируются в процессе взросления ребенка По Р. Бенедикт дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, которые направляют их жизнь. У каждого народа процессы социализации имеют свои особенности, связанные с теми или иными нормативными представлениями и воспитательским опытом, выработанным в течение многих веков.
-
Список литературы
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования, Москва 2014 Крылов А.А. «Психология: учебник (2-е издание)»: Издательство Проспект; 2005 Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 Палий А.А. Дифференциальная психология, 2009 Штомпель О.М Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.