Содержание
-
Факторы социализации
Материалы к курсу «Социальная педагогика» К.п.н., доцент кафедры педагогики Попова Татьяна Валерьевна
-
А.В. Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; это влияние опосредовано двумя другими группами факторов. Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Четвертая – микрофакторы, к которым относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации.
-
Мегафакторы социализации
Одним из существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы — мир, планета, космос.
-
Планета — понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.
-
Мир — понятие социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.
-
Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических поэтому судьба каждого человека зависит от общего состояния дел на планете.
-
Представления о мире, планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей, даже взрослых, стали формироваться, ориентируясь не только на свое непосредственное окружение, но и на нормы, ценности, характерные для жителей другой части планеты.
-
Космос — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоничном целом. Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем телами.
-
Космос рассматривается как мегафактор, оказывающий наиболее глобальное и практически неизученное влияние на социализацию человека.
-
К.Н. Вентцель ввел термин «космическое воспитание» и был убежден, что «только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между людьми, объединит людей в одно солидарное целое».
-
К.Н. Вентцель писал: «И, может быть, тот, кто признает примат социальной педагогики над индивидуальной на том основании, что общество есть целое, а индивидуум есть часть, а целое стоит выше своих частей и является определяющим для них моментом, может быть, последний будет вынужден признать и примат космической педагогики над социальной, потому что космос есть целое, а человеческое общество только его часть, и что подобно этому он стоит выше человеческого общества и является определяющим для него моментом».
-
Макрофакторы социализации
Страна, общество, государство являются макрофакторами социализации.
-
Страна — понятие, главным образом, географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), может находиться под властью другой страны, т. е. быть колонией или подопечной территорией.
-
Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность.
-
Общество — понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.
-
Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам.
-
Каждая страта и отдельные группы внутри нее имеют специфические ценностные ориентации, стиль жизни, интересы, которые, безусловно, влияют на социализацию детей, подростков, юношей, взрослых и стариков.
-
У части людей утерян смысл жизни, появилось чувство беспомощности, одиночества, пустоты, и как результат — наблюдается рост преступности, жестокости, вандализма, саморазрушительного поведения (наркомании, алкоголизма, самоубийств).
-
Государство — понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом. Государство — звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.
-
-
Политика, идеология, социальная практика, государства создают определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети и взрослые, функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и, в еще большей мере, реализуемые в социальной практике.
-
Государство осуществляет социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями социализацию определенных возрастных и социальных групп населения, так и условия, которые вынуждают заниматься социализацией организации, в чьи непосредственные функции это не входит.
-
Макрофакторы социализации Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных институтов.
-
Мезофакторы социализации
К мезофакторам социализации относят этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации.
-
Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
-
Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий — регионов. Они отличаются друг от друга но только климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями.
-
Тип поселения - мегаполис, крупный город, малый город, село.
-
Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во в непроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность
-
Мера благоприятности города для социализации человека от младенчества до старости определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящем от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности городской среды различными импульсами. Во-вторых, от эстетического уровня импульсов, которые способствуют удовлетворению человеком его потребностей и создают у него чувство удовлетворенности. В-третьих, оттого, какие возможности есть в городе для решения задач интеллектуального, культурного, физического развития жителей. В-четвертых, оттого, как горожане воспринимают решения о развитии своей среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений.
-
Сельские поселения являются эффективным фактором социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная дифференциация, характерны тесные родственные и соседские связи.
-
Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, интернет)осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории.
-
Современные СМК, особенно телевидение и интернет, приобретают планетарный характер, обращаются к многомиллионным аудиториям, создают новый тип культуры — аудиовизуальный.
-
Микрофакторы социализации
Микрофакторами социализации являются семья, институты воспитания, группы сверстников, микросоциум, организации (в том числе религиозные).
-
Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти.
-
Институты воспитания
-
Микрофакторы социализациигруппы сверстников
-
Микрофакторы социализацииорганизации
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.