Презентация на тему "СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ"

Презентация: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ". Содержит 33 слайдов. Скачать файл 0.1 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    Слайд 1

    СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • Слайд 2

    ПЛАН:

    Сущность и задачи социализации. Соотношение социализации и воспитания. Фазы социального развития личности человека. Агенты социализации. Механизмы социализации. Факторы социализации.

  • Слайд 3

    СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ: интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация); усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение.

  • Слайд 4

    Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

  • Слайд 5

    ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

    социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям общественной среды; социальная автономизация - устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

  • Слайд 6

    СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ 

    Воспитание - это часть процесса социализации, целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, школьное, религиозное воспитание); воспитание как процесс целенаправленного влияния на ребенка позволяет ему быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, то есть воспитание - это инструмент ускорения и корректировки социализации.

  • Слайд 7

    ФАЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (А.В. Петровский) 

    детство (адаптация индивида) - овладение нормами социальной жизни; отрочество (индивидуализация) - потребность индивида в максимальной персонализации (самобытное выполнение определенной социальной роли, активное влияние на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности), стремление ``быть личностью''; юность (интеграция) - приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

  • Слайд 8

    АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Агенты социализации - это люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. По отношению к детям и подросткам агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.

  • Слайд 9

    МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

    Психологические А) Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае подражание – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Б) Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

  • Слайд 10

    Психологические В) Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Г) Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

  • Слайд 11

    2. Социально-педагогические механизмы социализации: А) Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит с помощью неосознанного, некритического восприятия господствующих стереотипов. В таком случае оказывается прав М.Монтень, который писал: “...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой”. Б) Институциональный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. Здесь происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

  • Слайд 12

    2. Социально-педагогические механизмы социализации: В) Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя. Г) Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг – сверстник своего или противоположного пола и др.

  • Слайд 13

    ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть ФАКТОРАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

  • Слайд 14

     мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

  • Слайд 15

     макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах , менталитет этноса, включение человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии.

  • Слайд 16

    Страна

     - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Природно-климатические условия тех или иных стран влияют на хозяйственное развитие, рождаемость и плотность населения, уровень жизни, состояние здоровья жителей, наконец – на становление их этнических особенностей.

  • Слайд 17

    Этнос

    Менталитет  этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.

  • Слайд 18

    Общество

    В обществе социализация происходит посредством включения человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии.

  • Слайд 19

    Государство 

    создает определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан. Оно определяет возрасты: начала обязательного обучения и его продолжительность, совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыв на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и, порой, финансирует развитие этнических и религиозных культур.

  • Слайд 20

    ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

     мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

  • Слайд 21

    Средства массовой коммуникации

    существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

  • Слайд 22

    Субкультура

    имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, музыкальные пристрастия

  • Слайд 23

    Тип поселения

    В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесны, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. Сегодня для сельской атмосферы характерно, к сожалению, отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных связей и анонимности. Город как средоточие культуры, а также асоциальных и антисоциальных явлений предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.

  • Слайд 24

    ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

     микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум. Как базовый фактор социализации человека можно рассматривать семью.

  • Слайд 25

      Семья – это общность, основанная на общественной деятельности, связанная узами супружества – родительства – родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

  • Слайд 26

    Причины отнесения семьи к базовому фактору (специфические функции семьи): Семья является основной формой организации воспроизводства общества (населения) – репродуктивная функция. Семья обеспечивает воспитание детей (социализирующая функция); Семья несет ответственность за защиту членов семьи (охранительная функция); кроме того социализация выполняет ряд неспецифических функций социализации, также обеспечивающих адаптацию ребенка к человеческому миру. Экономическая функция (организация производства и потребления); Психологическая функция (связана с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, положительном микроклимате, развитии каждого члена семьи); Коммуникативная функция (общение внутри и внесемейное – со средствами МИ, искусством…)

  • Слайд 27

    Функции групп сверстников

    группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы. в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. группа помогает своим членам достичь автономии от других. группа сверстников создает условия, стимулирует или тормозит решение детьми возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. группа представляет собой специфическую социальную организацию, где не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой.

  • Слайд 28

    Религия

     В процессе религиозного воспитания индивидам и группам целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения. Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины); педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; СМК, находящимися под контролем религиозных организаций и т.д. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

  • Слайд 29

    Воспитательные организации

     - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

  • Слайд 30

    Параметры воспитательных организаций

    1) по принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школы), добровольные (клубы, детские объединения), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями); 2) по юридическому статусу: государственные, общественные, коммерческие, конфессиональные, частные; 3) по ведомственной принадлежности: организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов; 4) по уровню подчиненности: федеральные, региональные, муниципальные;

  • Слайд 31

    5) по степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения); 6) по ведущей функции: образовательные, просветительские, развивающие, общественно ориентированные; 7) по длительности функционирования: постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул). 8) по половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

  • Слайд 32

    Основные функции воспитательных организаций

    приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

  • Слайд 33

    Микросоциум 

    обладает рядом характеристик: пространственными (где он располагается); архитектурно-планировочными (особенности застройки микрорайона); функциональными (наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп); демографическими (состав его жителей: их этническая принадлежность, социально-профессиональный состав, особенности половозрастного состава; состав семей); культурно-рекреационными (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, местных средств массовой информации).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке