Содержание
-
Филогенез и онтогенез психики
-
Филогенез психики
Алексей Николаевич Леонтьев (5.02.1903-21.01.1979) Курт Эрнестович Фабри (1.05.1923 -3.06.1990)
-
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
-
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира" Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
-
III.Стадия интеллекта Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и туже задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)
-
Сознание – стадия развития психики человека
Вторая сигнальная система-речь, словесно-логическое мышление Бессознательный, сознательный, подсознательный и надсознательный уровни психики Асимметрия мозга Проявления психики – психические процессы, психические состояния, психические свойства
-
Психические процессы
Внутренние Воображение Память Ощущения Восприятие мотивация Внешние Действие Поступок Реакция Жест Игра общение
-
Психические состояния
Индивидуальные Внутренние: адаптация, аффект, внимание, темперамент Внешние: интерес, установка, готовность Групповые Внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат Внешние: открытость, закрытость, паника
-
Психические свойства
Индивидуальные Внутренние: воля, иллюзия, характер Внешние: авторитет, внушаемость Групповые Внутренние: совместимость, соперничество Внешние: организованность, эффективность
-
Отличия психики животных и человека
Формирование и развитие психики и сознания человека подчиняется не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают, у человека мотив и предмет деятельности разделены Развитие потребностей у животных происходит через расширение круга используемых предметов, у человека – через производство новых предметов в социальной действительности
-
Онтогенез психики человека
Биогенетический подход Морфобиологический подход Выявление существенного в развитии (темп и ритм развития) Социогенетический подход
-
Возрастная периодизация личности
Па́велПетро́вичБло́нский (14.05.1884-15.02.1941) Лев Семёнович Выго́тский (5.11.1896 – 11.06.1934)
-
Критерии возраста
Новообразования психики Ведущая деятельность Динамика перехода (стабильное развитие или кризис) Сензитивность Определенная социальная ситуация развития
-
Возрастные ступени
Кризис новорожденности Младенческий возраст Кризис 1 года Раннее детство Кризис 3 лет Дошкольный возраст Кризис 7 лет Младший школьный возраст Кризис 13 лет Ранняя юность (пубертатный возраст) Кризис 17 лет Поздняя юность Кризис 20 лет (не всегда) Молодость Кризис 30 лет Зрелость (до 55-60 лет) Кризис 40 лет Кризис 55 лет Пожилой возраст (до 75 лет) Старческий возраст (до 90 лет) Долгожительство
-
Жан Пиаже – развитие интеллекта
1,5-2 года – 4 года - развитие символического и допонятийного мышления 4 года – 7-8 лет - развитие наглядного мышления 7-8 лет – 11-12 лет - формирование конкретных операций мышления 11-12 лет – 18 лет - развитие формальных операций мышления, формирование зрелого интеллекта
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.