Содержание
-
Психика, сознание, бессознательное
- Развитие психики живых существ;
- Происхождение и развитие сознания;
- Прихологические характеристики сознания;
- Бессознательное;
- 3 класса неосознаваемых психических явлений.
-
Происхождение психики
- Идеалистическая теория:Психика и материя – два начала, связанных, но несводимых друг к другу.
- Материалистическая теория:Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции
-
Физиологическая основа психики – нервная система
- Поведение живых существ усложняется с развитием нервной системы.
- Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения.
- Раздражимость, самосохранение;
- Чувствительность, готовность к научению.
-
Нервная клетка.
-
Передача нервного импульса.
-
Простейшие
- Низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
- Реакция на биологически значимые свойства среды.
- Нет реакции на нейтральные раздражители.
- Элементарные формы движений, слабые, нецеленаправленные.
-
Кольчатые черви, брюхоногие моллюски
- Четкие реакции на нейтральные раздражители.
- Развитая двигательная активность.
- Активный поиск положительных раздражителей.
- Жесткие врожденные программы.
-
Рыбы, насекомые, головоногие моллюски
- Сложное разнообразное движение.
- Активный поиск положительных раздражителей, избегание негативных.
- Преобладание генетически запрограммированных компонентов.
- Развитое защитное поведение.
-
Высшие позвоночные птицы, некоторые млекопитающие
- Высокоразвитые инстинктивные формы поведения.
- Способность к научению.
- Элементарные формы мышления.
-
Обезьяны и др. высшие позвоночные (собаки, дельфины)
- Развитие исследовательских форм поведения с использованием ранее приобретенных знания и умений.
- Мышление (выделение причинно-следственных связей).
-
Дальнейшее развитие психики идет за счет совершенствования высших психических функций:
- Память
- Речь
- Мышление
-
Возникновение и развитие сознания
Сознание можно определить как единство высших психических функций.Его возникновению и развитию способствовала совместная орудийная деятельность людей опосредованная речью.
-
- Орудия труда
- Трудовая деятельность и общение
- Речь
-
Психологические характеристики сознания
- Самосознание – ощущение себя познающим субъектом.
- Мысленное представление существующей и воображаемой действительности.
- Способность контролировать свои поведенческие и психические состояния.
-
- Наличие интеллектуальных схем.
- Способность к коммуникации при помощи знаковых систем.
-
Роль языка в развитии сознания
-
-
Направление развития сознания
- Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого в себе и мире.
- Внутри этого общего направления выделяют 3 частных.
-
- Рефлексивное – смещение фокуса рефлексии с окружающего мира на самое себя.
- Историческое – связано с изменением форм коллективного сознания.
- Понятийное – связано с языком. Расширение языка и проникновение в суть вещей взаимосвязаны.
-
Бессознательное
Бессознательное наряду с сознанием представлено во всех психических процессах и состояниях:
- Ощущения
- Мышление
- Эмоции
-
3 класса неосознаваемых явлений
- Неосознаваемые автоматизмы.
- Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
- Неосознаваемая установка.
- Неосознаваемое сопровождение сознательных действий.
-
- Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Надсознательные процессы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.