Презентация на тему "ФИЛОСОФИЯ"

Презентация: ФИЛОСОФИЯ
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "ФИЛОСОФИЯ", состоящую из 40 слайдов. Размер файла 0.35 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    40
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ФИЛОСОФИЯ
    Слайд 1

    ФИЛОСОФИЯ

    АВТОР ЛЕКЦИОННОГО КУРСА КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ЗИМА ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ

  • Слайд 2

    ЛЕКЦИЯ № 1

  • Слайд 3

    Предмет философии. Место философии в культуре.

  • Слайд 4

    ПЛАН ЛЕКЦИИ

    ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРЕДМЕТ И СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

  • Слайд 5

    Что такое философия?

    Дать ответ на этот вопрос не очень просто, поэтому лучше говорить о некоторых существенных признаках, характерных для нее.

  • Слайд 6

    Философия – одна из форм освоения действительности человеком (наряду с наукой и религией), которая характеризуется рядом особенностей.

  • Слайд 7

    Термин «освоение действительности» означает, что человек, существуя в мире, не только его познает, но и стремится объяснить этот мир как целое, чтобы найти свое место в нем. Такой целостный взгляд на мир, характерный для любого человека, вне зависимости от его культурного и интеллектуального уровня, называется мировоззрением. Философия – это однаизформмировоззрения.

  • Слайд 8

    Что такое философия?

    Автором термина «философия» считается древнегреческий мыслитель Пифагор. Философия в переводе с греческого означает любомудрие, то есть любовь к мудрости.

  • Слайд 9

    Чем философ отличается от мудреца?

    Мудрец считает, что он уже обладает знанием, что у него готов ответ на любой вопрос. Философ, наоборот, не считает себя мудрецом, а только стремится к мудрости, которая достигается в процессе познания.

  • Слайд 10

    Философ – это тот, кто стремится к познанию.

  • Слайд 11

    Чем тогда философ отличается от ученого, а философия от науки?

  • Слайд 12

    Два значения понятия «наука».

    Наукой в собственном смысле мы будем называть то, что относится к естествознанию, к естественным наукам: физике, химии, биологии. В широком смысле наукой мы будем называть отдельную область знания, которая характеризуется двумя основными признаками: Наличием предмета познания Наличием собственных «инструментов» познания

  • Слайд 13

    Философия отличается от естествознания предметом познания и «инструментами» познания. В этом смысле философия отличается от физики, химии, биологии и не может считаться наукой. Но в широком смысле, как отвечающая второму критерию, то есть обладающая собственным предметом и «инструментами» познания, философию можно называть наукой.

  • Слайд 14

    Философия и наука: сравнение

    наука философия Предмет познания: материальный мир. «Инструмент» познания: чувственный опыт. Предмет познания: умопостигаемый (идеальный) мир. «Инструмент» познания: мышление (разум).

  • Слайд 15

    Философия и наука – самостоятельные области знания

    Вопрос о том, какое знание, научное или философское, является более истинным, более достоверным, сам является некорректным. Научное знание является не единственной формой знания. Более того, оно не может претендовать на то, чтобы рассуждать о любых проблемах, но только о тех, которые могут быть экспериментально проверены! Поэтому нельзя сказать, что философия это ненаучноезнание. Философия – это вненаучное знание.

  • Слайд 16

    Что такое умопостигаемый (идеальный) мир?

    Наряду с чувственным опытом, источником знаний человека о мире является мышление. Мышление оперирует понятиями, которые: Являются именами вещей (вещью в философии принято называть не только материальные предметы, но и любой самостоятельно выделяемый предмет нашего познания). Позволяют выразить своеобразие вещи, путем выявления ее сходства и отличия от других вещей. Понятия по своей природе принадлежат к сфере умопостигаемого или идеального.

  • Слайд 17

    Все понятия можно условно разделить на две группы: Понятия, которые обозначают вещи, принадлежащие к материальному миру. Понятия, которые либо обозначают категории, то есть универсальные формы опыта человеческого восприятия мира (причина, следствие, закономерность, случайность, количество, строение и т.п.) и осмысления мира (познание, мышление, сущность, бытие, добро, зло, свобода, Бог), либо выражают некоторые проблемы, имеющие предельный и объективный характер, но не имеющие однозначного ответа (вопросы о смысле жизни, о происхождении вселенной, о месте человека в мире и т.п.).

  • Слайд 18

    Своеобразие понятий, принадлежащих ко второй группе в том, что они, хотя и представляются человеку вполне реальными и определяющими его восприятие мира, не даны человеку в непосредственном чувственном опыте, а «усматриваются» только умом. Эти понятия и составляют умопостигаемый мир и являются предметом философского познания.

  • Слайд 19

    «Основной вопрос философии»

    Наличие двух миров – материального и идеального – приводит к проблеме их взаимного соотношения, которая получила название «основного вопроса философии».

  • Слайд 20

    Материализм и идеализм

    С некоторыми оговорками, всех философов в зависимости от того, как они решали «основной вопрос философии», можно разделить на две группы. Первых принято называть материалистами, вторых идеалистами. Материалисты считают, что материальная реальность является единственной объективной (то есть существующей независимо от человека) реальностью, а идеальная реальность существует только в сознании и мышлении человека, являясь не более, чем образом объективной реальности. Идеалисты считают, что идеальное существует также объективно, как и материальное, просто «увидеть» его можно только умом, а не чувствами.

  • Слайд 21

    Принципиальная плюралистичность взглядов – отличительная черта философии от науки.

    Материализм и идеализм являются в равной степени возможными взглядами. Возможность сосуществования разных подходов к решению философских проблем – еще одна отличительная черта философии. Очень часто взгляды более поздних философов не отменяют взглядов более ранних, а, скорее, вносят новые оттенки в понимание проблемы. Поэтому и философские проблемы принято называть «вечнымивопросами», а мысли даже древних авторов нельзя считать утратившими актуальности и по сей день. В этом смысле философия всегда, в отличие от естествознания, имеет авторский характер. Поэтому часто говорят, что история философия является способом существования самой философии.

  • Слайд 22

    Существуют ли виды познания кроме науки и философии?

    Есть ли еще что-то, при помощи чего человек познает мир, кроме чувственного опыта и мышления? На этот вопрос мы можем ответить вполне положительно. Таким источником познания является вера.

  • Слайд 23

    Виды веры

    Вера бывает двух видов: религиозная и нерелигиозная. Сейчас мы ведем речь о второй.

  • Слайд 24

    Вера как источник познания

    Далеко не все, что мы склонны считать само собой разумеющемся, мы на самом деле можем доказать эмпирически или обосновать рационально. Мы в этот просто верим. Верим, что наступит завтрашний день и поэтому сегодня живем заботами завтрашнего дня. Верим учебникам и учителям, верим родителям, не сомневаемся в существовании самого мира. Ученый верит, что все в мире познаваемо. Человечество верит в прогресс. Кто-то верит в то, что Бог существует, а кто-то верит, что Его нет.

  • Слайд 25

    Вера – это выбор.

    Но что такое вера? Если мы задумаемся, то окажется, что вера – это всегда некоторый выбор между определенными (осознаваемыми или нет) альтернативами. Существенной стороной этого выбора является та оценка, которую мы даем одной из альтернатив, и, следовательно, наш выбор имеет ценностное измерение. На что надо обратить здесь внимание? Оценка дается и выбор совершается даже в том случае, если мы не можем привести никаких эмпирических или рациональных аргументов в пользу нашего выбора. Более того, выбор может нами совершаться даже вопреки этим аргументам.

  • Слайд 26

    Вера, ценности, свобода – фундаментальное измерение человеческого существования и источник познания

    Выбор подразумевает свободу. Критерием выбора оказываются ценности. Следовательно, человек – это не только разумное, но и свободное и ценностно-ориентированное существо. Единственное свободное существо в мире!

  • Слайд 27

    От веры к религиозной вере

  • Слайд 28

    проблема объективного характера нравственных ценностей

    Феномен человеческой свободы и ценностей, как критериев, которыми человек руководствуется в своем выборе (ибо если реальность существует объективно, то и выбор всегда является не просто свободным, но и должен быть ответственным, то есть правильным или неправильным), неизбежно приводит к вопросу о том, существуют ли закономерности в сфере свободы и ценностей? То есть, являются ли ценности (прежде всего ценности нравственные) только ценностями индивидуальными (субъективными) или имеют объективный характер?

  • Слайд 29

    Бог и проблема свободы

    Ответ на этот вопрос также может быть различным. Но проблема существования в мире свободы, а также добра и зла является вполне объективной. Более того, свобода, как измерение бытия, обнаруживается только у человека, что и дает основание целому ряду мыслителей считать человека не просто частью природы, но в большей степени существом, отличающимся от остальной природы, существом сверхприродным. Свобода в этом случае рассматривается как измерение сверхприродного бытия, то есть Бога, который и является источником и гарантом законов в сфере свободы.

  • Слайд 30

    Религиозная вера – своеобразное познавательное средство в сфере нравственных ценностей

    Феномен религиозной веры возникает там, где вопрос об объективных законах в сфере свободы решается положительно. Однако, религия не есть спор о существовании Бога. Этим просто верующий человек отличается от философа. Философ все готов поставить под сомнение, а верующий воспринимает религиозные истины, не подвергая их сомнению. Его цель – другая, и лежит она в нравственной плоскости. Религиозная вера – это познавательное средство, которое позволяет человеку совершать правильный с его точки зрения выбор ценностей, различать добро и зло, стремясь к первому и избегая второго. В этом смысле религиозно верующий человек ничем не отличается от ученого, который верит в познаваемость и закономерное устройство мира (а равно и в то, что ничего недоступного чувственному познанию не существует) и от философа, который не сомневается только в том, что подсказывает ему разум. Поэтому религия и оказывается одной из форм освоения действительности.

  • Слайд 31

    Две особенности философии

    Философия имеет свои достоинства и недостатки

  • Слайд 32

    Достоинство философии

    Философия в определенном смысле занимает «царствующее» положение среди других форм познания. Она размышляет о предметах, о которых размышляют и они: о Боге, о природе. Она размышляет о самом познании, его разновидностях, пределах, критериях и в этом смысле способна сказать, что представляет собой сама наука и где границы ее компетентности. Философия размышляет о науке, являясь для нее методологией.

  • Слайд 33

    Недостаток философии

    Часто философия, так же как и наука, пытается неоправданно претендовать на «всезнание», преувеличивая роль и возможности разума в познании и в объяснении мира. Думать так – заблуждение, поскольку мы видели, что наряду с разумом, в познании огромная роль принадлежит ценностным предпосылкам, и рационализм (вера в разум) является не более, чем ценностной установкой.

  • Слайд 34

    Основные разделы философии

    Как и любая наука, имеющая многовековую историю развития, философия постепенно разделилась на несколько основных дисциплин, каждая из которых преимущественно сосредоточивается на изучении тех или иных объектов и проблем.

  • Слайд 35

    ОНТОЛОГИЯ раздел философии, изучающий бытие.

  • Слайд 36

    ГНОСЕОЛОГИЯ раздел философии, изучающий познание

  • Слайд 37

    АНТРОПОЛОГИЯ раздел философии, изучающий человека

  • Слайд 38

    ЭТИКА раздел философии, изучающий нравственность

  • Слайд 39

    АКСИОЛОГИЯ раздел философии, изучающий ценности

  • Слайд 40

    СОЦИАЛЬНАЯФИЛОСОФИЯ изучает общество

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке