Содержание
-
Философские основания инклюзии: теория и практика
Подготовила Анна Александровна Агеева, учитель начальных классов МБОУ СШ №133г. Красноярск
-
Исследование философских проблем инклюзии не может обойти вниманием вопросы этики – норм и правил человеческогоповедения, обязанностей людей по отношению друг к другу в условиях совместного обучения.
-
Одним из векторов развития общества является гуманизация образования, индивидуального и социального бытия человека, как обычного, так и человека с ограниченными Возможностями жизнедеятельности. Изменение бытия в сторону гуманизации возможно, если будут меняться сами люди, и, как подчеркивает Э.Фромм, в направлении от идеологии «Хищничества и обладания» к идеологии «Человечности, взаимного признания и ответственности».
-
Исторически доминирующая практика социальной изоляции лиц с ограниченными возможностями, получившая распространение в развитых странах в прошлом столетии, проявляющаяся в «культуре полезности», в современном мире трансформируется в «культуру достоинства» и уважительного принятия и поддержки лиц с ограниченными возможностями , ее позиции усиливаются в сфере образования и социальной жизни.
-
Среди них важное место занимает немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, врач, теолог, музыковед и миссионер, Лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер (1875- 1965). Жизнь, согласно А.Швейцеру, есть самое сокровенное из того, что создала природа, и поэтому требует к себе величайшего уважения. Он был убежден, что этика благоговения перед жизнью не делает различия межу жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной. Швейцерразвил систему этических принципов, которую он назвал «Почтение к жизни». Его определение сущности этики лаконично. Альберт Швейцер
-
Подтверждение и развитие концепции этики жизни присутствует в этическом подходе, базирующемся на феноменологии, предложенном французским философом Эммануэлем Левинасом(1998). Этот подход получил название от другого, этики, необходимой в гуманистически ориентированных социальных отношениях, в том числе и в отношении с человеком, имеющим ограничения жизнедеятельности. Этот подход начинается с позитивного принятия образа другого (ТЫ) таким, какой он есть на самом деле, реального, а не приукрашенного. Видеть и принимать другого означает, что «я» другого обязывает взять на себя без колебаний, без ожидания взаимности обязательство отвечать за другого, помогать другому. Эммануэль Левинас
-
Важным этическим моментом, по мнению современных исследователей проблем этики в специальной педагогике, является характер помощи. Если помощь является самоцелью, то это безнравственно, так как человек, получающий помощь, становится зависимым от нее, а значит несвободным. Помощь поэтому должна быть направлена на то, чтобы человек далее мог помогать себе сам, помощь должна осуществляться ради достижения человеком самопомощи. Самопомощь, самостоятельная и независимая жизнь для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности является таким образом, ценностью, которые окружающие должны не отнимать у него, а лишь приумножать.
-
Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Учителя, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Учителя не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и для вовлечения его в образовательный процесс. На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:
-
Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. В частности в нежелании родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, у родителей здоровых детей возникают опасения, что инклюзия понизит качество обучения их детей и забота о детях с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:
-
Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений, Не хватает особых технических средств обучения для детей с особыми образовательными потребностями. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение необходимо обеспечение специальными техническими средствами и оборудованием. На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:
-
Заключение
Итак, инклюзия - это изменения образовательной системы, и принятия ребенка на уровне всей школы. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но ив большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
-
Признается ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведется тем способом, который подходит этому ребенку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и различных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной гpyппe. Система обучения подстраивается под ребенка, не ребенок под систему. Преимущества получают все Дети, а не какие-то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
-
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ учеников школы Инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.