Содержание
-
Основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования
-
Цель:формирование у будущих бакалавров профессионального образования системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на уровне профессионального образования
-
Задачи: формирование профессионального мировоззрения и научных представлений о сущности инклюзивного образования на основе анализа ведущих концептуально-методологических подходов к определению понятия «инклюзивное образование» формирование представлений об общих тенденциях развития инклюзивного образования в мире и России; формирование практических навыков и умения определять содержание, методы и оптимальные структурно-организационные формы осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях при реализации программ инклюзивного образования формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения студентов к лицам с ОВЗ, формирование готовности к осуществлению деятельности по преодолению в социуме стигматизирующих установок, предупреждению стереотипного восприятия и отношения общества к лицам с отклонениями в интеллектуальном развитии.
-
изучение основных психолого-педагогические проблем обучения и развития учащихся в условиях инклюзивного (включенного) образования; принципов организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения в условиях инклюзивного образования; знакомство студентов с методиками оценки эффективности организации образовательной среды и деятельности участников образовательного процесса в пространстве инклюзивного образования ; ознакомление с методами, в том числе инновационными, проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в пространстве инклюзивного образования; практическое освоение современных технологий разработки образовательных программ для лиц с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзивного образования формирование навыков ведения научно-исследовательской и научно-методической деятельности в пространстве инклюзивного образования.
-
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогике. При изучении курса раскрывается содержание понятий инклюзия, интеграция, психолого-педагогичеоское сопровождение, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состоянеипреспективы образования детей с отклонениями в развитии. Эффективность обучения детей с отклонениями в развитии зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современных гуманистическим тенденциям и государственной политике.
-
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса» позволяет углубить и расширить знание и умение студентов в исследовательской и диагностической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими особенностями детей с различными отклонениями в развитии, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ.
-
бакалавры должны иметь представление: об этапах становления системы специального образования в России и зарубежом; об общих закономерностях аномального развития; о государственной политике в области специального образования о нормативных актах, регламентирующих инклюзивное образование; о вариативных моделях инклюзивного образования; о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии.
-
бакалавры должны овладеть знаниями: о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ; о системах специального образования в России и зарубежом;; о современных вариативных моделях интеграции; о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего образования; бакалавры должны уметь: разрабатывать вариативный педагогический маршруты; организовывать интерактивную коррекционо-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ОВЗ; осуществлять педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования; осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса; консультировать родителей детей с ОВЗ;
-
4ч-лекции 8ч-практических занятий 6ч-лабораторных занятий зачет
-
Вопросы к зачету
Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ. Разграничение понятий «интегрированное образование лиц с ОВЗ» и «инклюзивное образование лиц с ОВЗ» Принципы и методика подготовки педагога к интегрированному обучения детей с ограниченными возможностями Модели образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Модели образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Этапы становления системы специального образования в России Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Экспериментальные модели инклюзивного образования.
-
Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Структура и содержание деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве Инклюзивное и специальное образования - проблемы и перспективы. Условия реализации задач инклюзивного обучения.
-
Основная литература
Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286, [2] с.
-
Дополнительная литература
Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного дества // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984. Т.5 Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с основами семейного конмультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.
-
Интегративные тенденции современного специального образования. М., 2003. Интегративное обучение детей с нарушением слуха: Метод. рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.П. Назаровой. СПб., 2001. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. Минск., 2003 Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1998. №2. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. М., 2002. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы // Особый ребенок. Исследования и помощь. М., 2000. Вып. 3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2003. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М., 1983. Методика работы социального педагога / Сост. Г.С. Семенов; Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003.
-
Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1996. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и метод. материалы / Под ред. А.М. Щербаковой. М., 2001. Кн. 1. М., 2002., Кн.2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: Метод. рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. Челябинск, 2006. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. авт. коммент. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. М., 2000.
-
Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий: Рукаводство. М.; Орел, 2002. Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области: Сб. науч.-метод. материалов / Сост. Н.И. Бурмистрова; Под ред. Т.В. Абрамовой. Челябинск, 2003. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 1999. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М., 2005. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 т. / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2008. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
-
-
-
-
Интернет ресурсы
Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398 8/document4052.shtml 2. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России»/ режим доступа http://www. sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm 3. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip 4. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
-
Лекция 1 инклюзивное образование
-
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» КофиАннан. 1998
-
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
-
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба» Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
-
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
-
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилиями общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование иклюзивной (вовлекающей).
-
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
-
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
-
Включение – это не интеграция:
Включение – это больше, чем интеграция Молодые люди учатся вместе в обычной школе Специалисты приходят помогать детям Обычные школы изменяются Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
-
Включение – это:
НЕТ специализированных классов в обычной средней школе НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
-
Инклюзивные сообщества:
Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
-
Важные составляющие инклюзии:
Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику Всесторонне планируйте инклюзию В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы Включайте родителей Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
-
Неверные представления об инклюзии:
Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
-
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
-
Законодательные ресурсы:
Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция ООН о правах ребенка
-
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Составлена с целью повышения успешности ученика
-
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы он уважает индивидуальные различия он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
-
Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности
-
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
-
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования
-
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
-
Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы. Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями. Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников. Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения. Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
-
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
-
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: Психологические проблемы учителей: Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
-
Ситуация с инклюзивным образованием в России
-
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная обучающая среда, включающая: наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями; комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы; создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.(1)
-
Помимо основной цели поддержки профессионального образования лиц с ОВЗ, мы развиваем идеи инклюзивного образования на разных его уровнях; в условиях начального общего образования, в условиях дошкольного образования. На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.
-
В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационную, научно-методическую и исследовательскую.
-
Технология социально-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже.
-
I. Диагностико-прогностический
– изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается следующая информация: - о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации; - об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения; - об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии; - об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ; - об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников; - о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.
-
II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией. III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.
-
IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗк учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.
-
Основные направления реализации:
- Предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть. - Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией. - Побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.
-
Вопросы и задания для практической работы
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.