Презентация на тему "Формы организации обучения"

Презентация: Формы организации обучения
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Формы организации обучения", включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формы организации обучения
    Слайд 1

    Формы организации обучения

    План: Эволюция форм организации обучения в дидактике. Требования к уроку, их типология и структура. Формы взаимодействия учителя и ученика на уроке. Вспомогательные формы организации обучения.

  • Слайд 2

    1. Эволюция форм организации обучения в дидактике

    Самой старой формой организации обучения является индивидуальная форма. Главное достоинство - она позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, вовремя вносить необходимые коррективы в его деятельность. Недостатки - неэкономичность, ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывалось на процессе социализации обучаемого, формирования умения работать в коллективе.

  • Слайд 3

    В XVI веке появляется индивидуально-групповая форма. Суть: занятия учитель вел с целой группой разновозрастных детей с различным уровнем подготовки, работал с каждым учеником отдельно: поочередно спрашивал у каждого пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый, давал индивидуальные задания. В XVII веке Ян Амос Коменский теоретически обосновал и широко популяризировал классно-урочную систему обучения, ставшую результатом обобщения опыта коллективного преподавания в школах, создаваемых религиозными братствами на рубеже ХVI–ХVII веков.

  • Слайд 4

    Суть классно-урочной системы : учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию; дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок; урок посвящен одному учебному предмету, теме, а учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены– это тоже признаки классно-урочной системы.

  • Слайд 5

    Достоинства: четкая организационная структура; простое управление учебным процессом; возможность взаимодействия детей между собой; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения. Недостатки: ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

  • Слайд 6

    попытки модернизации классно-урочной системы организации обучения

    В конце ХVIII – начале XIX века английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Создали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Суть: старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но само качество этого обучения было крайне низким. В конце XIX – начале XX века, с целью максимальной индивидуализации обучения, в США появляется батовская система, которая делила занятие на две части. Первая часть – это урочная работа с классом в целом, а вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в них.

  • Слайд 7

    В это же время в Европе стала распространяться маннгеймская система, названная так по наименованию города, где она впервые была применена Йозефом Зиккенгером (1858–1930 гг.). Суть: при сохранении классно-урочной системы учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам: 1. Основные классы (средние способности). 2. Классы для учащихся малоспособных, которые «обычно не кончают школу». 3. Вспомогательные классы (умственно отсталые дети). 4. Классы иностранных языков или «переходные» клас­сы для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях. Отбор в классы осуществлялся на основе результатов психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов.

  • Слайд 8

    В начале XX века в США, в городе Дальтон (штат Массачусетс), учительницей Еленой Паркхерстбыла реализована попытка индивидуализации обучения - Дальтон-план. Суть: Классы заменялись лабораториями или предметными мастерскими, уроки отменялись, как отменялось и объяснение учителем нового материала. Ученик занимался в лабораториях или мастерских индивидуально на основе полученного задания от учителя и при необходимости обращался к нему за помощью. Задания выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки письменно. Единого для всех расписания занятий не было. ДостоинстваДальтон-плана: позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов работы.

  • Слайд 9

    В СССР в 20-е годы XX века использовалась бригадно-лабораторная система обучения (просуществовала до 1932г.). Суть: задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. В 50–60 годы XX века в США появляется система обучения, разработанная профессором Ллойдом Трампом (план Трампа). Суть :максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации - сочетание занятий в больших аудиториях (в 100–150 человек – 40% учебного времени), в малых группах (в 10–15 человек – 20% учебного времени) с индивидуальными занятиями (40% учебного времени).Классы как таковые отменяются, состав малых групп постоянно меняется.

  • Слайд 10

    Современные поиски оптимальной формы организации обучения привели к совершенствованию урочной формы благодаря созданию так называемых нестандартных уроков, имеющих привнесенные учителем изменения (оригинальные, нетрадиционные) в их цели, содержание, методы, средства, структуру. К ним относятся: уроки-"погружения", уроки – деловые игры, уроки – пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки взаимного обучения, уроки-аукционы, уроки-"суды", уроки-концерты, уроки – ролевые игры, уроки-экскурсии, межпредметные уроки и т.д.

  • Слайд 11

    2. Требования к уроку, их типология и структура.

    Требования к уроку: четкое определение цели и задач урока в целом и его компонентов, определение главных и второстепенных; единство образовательных, воспитательных и развивающих задач, формирования мировоззрения и личности учащихся; определение оптимального содержания учебного материала в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся; связь содержания урока с жизнью, практической деятельностью учащихся, с ранее изученным и будущим учебным материалом; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, позволяющих добиться реализации поставленной цели; сочетание и чередование различных форм работы на уроке (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной); творческий подход к формированию структуры урока; подготовка и организационная четкость проведения урока (максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность); формирование и развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности; чуткое и внимательное отношение к ученикам, соблюдение педагогического такта.

  • Слайд 12

    Типология и структура уроков: И.Н. Казанцев предлагает классификацию по ведущему методуобучения: уроки-лекции, кино-уроки, уроки-экскурсии, уроки-беседы, уроки – лабораторные и практические занятия, уроки – самостоятельные работы в классе. И.Д. Зверев и А.Н. Алексюкпредлагают классификацию по степенисамостоятельности работы учащихся: уроки самостоятельной работы школьников и уроки работы учителя с классом. Б.П. Есипов, Н.И. Болдырев, Г.И. Щукина по основным дидактическим целям выделяют следующие типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводятся накопление фактического материала, осмысление и формирование понятий; уроки формирования и усвоения умений и навыков; уроки повторения, закрепления ЗУНов; уроки обобщения и систематизации знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

  • Слайд 13

    Структура урока –это упорядоченная связь элементов урока, обеспечивающая его целостность. Она зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, творческих возможностей учителя, конкретных условий работы в данном классе.

  • Слайд 14

    Подготовка учителя к уроку

    И.П. Подласый выделяет три этапа подготовки учителя к уроку: 1) Диагностика. Этот этап связан с определением возможностей учащихся, их учебных мотивов, способностей, наличных знаний, умений, навыков. 2) Прогнозирование. На этом этапе происходят оценка различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них наиболее оптимального. 3) Проектирование. Этот этапсвязан с разработкой программы проведения урока. Ю.К. Бабанскийвыделяет два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный (изучение специальной, педагогической и методической литературы, ознакомление с содержанием и требованиями учебной программы по предмету, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, с учащимися, с которыми предстоит работать) и непосредственный (продумывание и составление планов отдельных уроков, отбор и проверка необходимых пособий и оборудования).

  • Слайд 15

    План урока составляется в произвольной форме, но в нем должны найти отражение следующие элементы: дата проведения урока, название темы урока и класса, в котором он проводится; цели и задачи образования, воспитания и развития школьников; структура урока с указанием последовательности ее этапов и приблизительным распределением времени по этим этапам; содержание учебного материала на каждом этапе урока; методы, приемы и формы работы учителя с учениками на каждом этапе; учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения; задание на дом (задается не после звонка, а разбирается его суть на уроке – это залог подготовленности учеников к предстоящему уроку). При подготовке к уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проводившиеся в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков.

  • Слайд 16

    4. Организационные формы взаимодействия учителя и ученика на уроке

    Фронтальная форма взаимодействияпредполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Индивидуальная форма взаимодействия предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Групповая форма взаимодействия предполагает работу учащихся в группах из 3-5 человек. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Кроме рассмотренных выше трех форм работы на уроке применяют и парную форму (при составлении диалогов или взаимной проверке знаний учащихся). Выбор той или иной формы организации учебной деятельности учителем осуществляется с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.  

  • Слайд 17

    5. Вспомогательные формы организации обучения

    Практикумы и семинары. Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой, проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в УПК и т.п. Семинарыпроводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Семинары позволяют провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинар может проходить не только в виде фронтального обсуждения проблемы или прослушивания докладов, но и в виде деловой (продуктивной) игры или дискуссии.

  • Слайд 18

    Факультативы. Они существуют для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков по учебным предметам по выбору и желанию учащихся. По базисному учебному плану общеобразовательных школ факультативы могут включаться в школьный план с первого класса. Школа должна обеспечить возможность выбора каждым учеником 1–11 классов одного из факультативов, который затем для него становится обязательным. При определении перечня факультативов школа исходит из своего профиля, специализации, из желаний учеников и своих возможностей.Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным предметам.

  • Слайд 19

    Учебные экскурсии. Это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами, экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Экскурсии проводятся: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии: вводные, или предварительные, когда они предшествуют изучению материала на уроках или имеют целью проведение наблюдений, сбор материала, необходимого для использования на уроках; текущие, или сопровождающие, которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения; итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.

  • Слайд 20

    Дополнительные занятия с учащимися. Цель: оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и предупредить их отставания. Проводят в школе во внеучебное время. Консультации учителя бывают тематические, текущие и обобщающие (к экзаменам или зачетам). Кроме учителя дополнительные занятия могут провести успевающие ученики того же класса, учащиеся старших классов (у В.Ф. Шаталова – консультанты) и студенты-практиканты педагогических учебных заведений. Дополнительные занятия проводятся и с детьми, которые хотят более глубоко изучить какой-то предмет (подготовка к олимпиаде, конкурсу и т.п.).

  • Слайд 21

    Домашняя учебная работа учащихся. Она имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, наиболее важными среди которых являются следующие: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося; выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т.п. для изучения новых тем на уроках.

  • Слайд 22

    При формулировании домашних заданий необходимо соблюдать принцип доступности, т.е. посильности домашних заданий. Существуют гигиенические нормы времени, затрачиваемые школьниками разного класса на выполнение домашних учебных заданий:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке