Содержание
-
Характеристика уровней речевого развития при ОНР
-
I уровень развития речи
«Отсутствие общеупотребительной речи» характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения. Дети этого уровня общаются при помощи лепетных звуков и жестов.
-
Основные положения к характеристике I уровня развития речи
1. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. 2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует. 3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.
-
I I уровень развития речи
Начатки общеупотребительной речи На этом уровне общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых нерасчлененными звуковыми комплексами (обрывками слов), но и при посредстве достаточно постоянного, хотя и весьма искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
-
Основные положения к характеристике I I уровня развития речи
1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (качественных) прилагательных и наречий. 2. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам. 3. На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой. 4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. 5. Произношение звуков и слов нарушено резко. Обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
-
I I I уровень развития речи
наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики
-
Основные положения к характеристике I I I уровня развития речи
1. Неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. 2. Недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. 3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) .
-
4. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. 5. Понимание обиходной речи в достаточное, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. 6. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.
-
IV уровень развития речи
Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
-
Основные положения к характеристике IVуровня развития речи
Отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости: элизии - в сокращении звуков, пропусках слогов; парафазии, перестановки звуков, слогов; персеверации и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.
-
Основные положения к характеристике IV уровня развития речи
Отдельные нарушения смысловой речи: отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня); смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки). при обозначении действий и признаков предметов пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал; характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
-
Ошибки при употреблении: уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка – пальтишко; платенка – платьице; скворчик, скворечник – скворушка; ременьчик – ремешок и т.д.); существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка – пушинка; изюм, изюмка – изюминка; песок, песочка, песочница – песчинка и т.д.); прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый- клюквенный; с’осный – сосновый); прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый); притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).
-
Своеобразие связной речи: 1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. 3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.