Содержание
-
Что такое ОНР ? Подготовила: учитель-логопед И.Н.Борзова
-
- нарушено звукопроизношение; - нарушен лексико-грамматический строй, отмечается бедность словаря; - имеются нарушения слоговой структуры слова; - связная речь не развита. ОНР – эторазличные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы:
-
Выделяют три уровня недоразвития речи: I уровень – полное отсутствие речи. II уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. III уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи. IV уровень - дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
-
Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. ВНИМАНИЕ Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: - устойчивость; - трудности включения; трудности распределения и переключения; дети с ОНР - быстро устают; - нуждаются в побуждении со стороны взрослого; - затрудняются в выборе продуктивной тактики; - ошибаются на протяжении всей работы.
-
ПАМЯТЬ При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная (СЛОВЕСНАЯ) память. страдает продуктивность запоминания; у ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности; повторное называние предметов, картинок; дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий
-
МЫШЛЕНИЕ Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.
-
ВОСПРИЯТИЕ (зрительное) При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с ОНР воспринимают образ предмета с определенными трудностями: им требуется больше времени для принятия решения; отвечая, они проявляют неуверенность; допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки.
-
Пространственные и временные представления Дети с ОНР затрудняются: - в определении правой, левой стороны; - путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра; - в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул).
-
МОТОРИКА (крупная) Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию: дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку; - имеютповышенную двигательную истощаемость; - сниженную двигательную память и внимание.
-
МОТОРИКА (мелкая) Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, при работе с ножницами и т.д.).
-
Дети с заключением ОНР должны заниматься в логопедическом саду или логопедической группе по специальной программе. Где предусмотрены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия с воспитателем во второй половине дня по закреплению материала, в условиях логопункта естественно не все условия могут быть выполнены.Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок по расписанию, посещает его занятия. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, а не ежедневно, как в логопедической группе. Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия между логопедом, воспитателем группы, другими специалистами и родителями ребенка с нарушением речи.
-
Воспитатель является первым помощником логопеда в исправлении речевых и сопутствующих нарушений: - максимально пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей на занятиях и в свободной деятельности (чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр диафильмов, видеофильмов, использование компьютерных технологий, проведение бесед по картине ); - осуществляет контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей; - на своих занятиях включает задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей; - проводит логопедические пятиминутки составленные логопедом; развивает произвольную пальцевую и крупную моторику; планирует индивидуальную работу с детьми в утреннее время и во второй половине дня; совместно с логопедом проводит работу с родителями.
-
Занятия с детьми желательно проводить в специально обустроенном речевом уголке. Речевой уголок должен содержать материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется и обновляется. Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех педагогов и специалистов ДОУ, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.