Содержание
-
Воспитатель1 квалификационной категории Соломка Валентина Николаевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербург Развитие связной речи дошкольников с использованием игровых технологий
-
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
Речь - удивительное, сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
-
АктуальностьАктуальность проблемы речевого развития:Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. В каждой возрастной группе дети имеют разный уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
-
Основные требования к речи педагога
Речь педагога ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) ЧИСТОТА (отсутствие элементов чуждых литературному языку) ТОЧНОСТЬ (соответствие смыслового содержания и информации) БОГАТСТВО (умение использовать все языковые единицы) ПРАВИЛЬНОСТЬ (соответствие языковым нормам) УМЕСТНОСТЬ ( употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения) ЛОГИЧНОСТЬ ( выражение в смысловых связях компонентов речи)
-
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
-
Средстваразвития речи
Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Общение взрослых и детей Занятия по другим разделам программы Художественная литература Изобразительное искусство, Музыка, театр
-
Основные направления работы по развитию речи детей
1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятие звуков и их произношения 3.Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам , числам, и падежам) Синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 5.Формирование элементарного осознание(я) явлений и речи: различие звука и слова, нахождение места звука в слове 4. Развитие связной речи: Диалогическая речь (разговорная) Монологическая речь ( рассказывание)
-
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитателю необходимо помогать ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
-
Существует несколько наиболее распространенных приемов:- Артикуляционная гимнастика-Дыхательная гимнастика-Поговорки и скороговорки- Интервью - Чтение и пение колыбельных - Беседа по картинке - Загадки - Технологии пальчиковых - Подвижные игры
-
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
-
1. В ходе реализации Проектной деятельности2.На занятиях и режимных и моментах3.изучение устного народного творчества4.создание Предметно -Развивающей Среды в группах т.к«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…5.Взаимодействие с родителями
Развитие речевой деятельности дошкольников достигается посредством:
-
Игры по развитию речи
Игра «Дополни предложение» Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце": светило солнце;ярко светило солнце;на небе ярко светило солнце;на небе ярко светило весеннее солнце;на небе ярко светило и играло весеннее солнце;на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце…….
-
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная).
"Подбери слово".
-
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
-
Четыре вида игровых обучающих ситуаций
Ситуация-иллюстрация Ситуации- упражнения Ситуации - проблемы ( в играх) Ситуации-оценки ( по сказкам и играм)
-
Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими.
-
Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия. К этим условиям можно отнести: -обогащение детей впечатлениями об окружающем мире, -привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…), -активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
-
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
-
Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» Цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.);
-
В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
-
Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
-
Например, Проблемная ситуация. Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел? (видеоролик-Почтальон Печкин. Остановить видеоролик) - Он принес нам письмо от кота Матроскина и Шарика. Послушайте. Письмо: -Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. И т.д. разыгрывается ситуация-проблема .
-
В старшей группе начинают использоваться ситуации оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр- драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый- злой, честный- лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.
-
Типы ИОС: Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения. Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними. Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.
-
дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Заключение: Игровые обучающие ситуации по развитию речи позволяют успешно решать такие задачи как: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
-
«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.