Содержание
-
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Разработчик: Русинова С.А. воспитатель ВКК «Инновационные технологии в образовании»
-
2 Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний.
-
3 индивидуальной(использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме); групповой (драматизация народной, авторской сказки, ребёнок исполняет образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы).
-
4 Изотерапия широко используется в детском саду. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержка психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
-
5 Кинезитерапия. Основана на связи музыки и движения и включает в себя: танец, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка.
-
6 Кинезитерапия с дошкольниками проводится в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. Темы таких занятий – «Путешествие за синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и др.
-
7 Коррекционная ритмика. Работа осуществляется посредством ритма: логопедическая ритмика (для детей с нарушениями речи), фонетическая ритмика в сочетании с музыкально-ритмическими движениями (для детей с нарушением слуха). Коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью.
-
8 Любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» применяется в разном контексте: ритм стихотворения, прозы, сердца, дыхания, ритм дня, ритм работы и т.д. Задача коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо – физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики, при этом ведущей составляющей является музыка, которая задает ритм движений.
-
9 Психогимнастика. Включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементами техники выражения эмоций с помощью выразительных движений, тела, навыкам релаксации.
-
Вывод
10 Большое значение в таких занятиях придается коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Во время занятий в основном используется невербальный материал, хотя словесное выражение чувств также может присутствовать в процессе работы с детьми. Важным разделом психогимнастики является коррекция психических функций (внимания, памяти. выразительной моторики) и эмоционально-волевой сферы, осуществляемая в играх, упражнениях, этюдах.
-
11 ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для детей 5-6 лет Игровые упражнения серии «если бы я был актер» 1. «Игра с воздушными шариками». «Шведская мелодия», обработка Л. Вишкарева. Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую – чувствую – воображаю». Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками. 2. «Спокойной ночи». «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакова. Цель: учить передавать невербальными действиями воображаемый образ. Детям раздаются игрушки, предлагается уложить их спать и покачать на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками. 3. «Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова. Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали). Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика – печального, больного и веселого, здорового.
-
12 4. «Легкие бабочки». «Мотылек», музыка С. Майкапара. Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности. Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой. 5. «Найди котенка». Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербально передавать ее содержание. Педагог предлагает детям поискать в группе спрятавшегося котенка (игрушку), найдя его, «напоить» молочком из мисочки. Затем задание повторяется с воображаемым котенком или щенком.
-
13 6. «Я певец». Цель: учить детей создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни). Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участниками конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри. 7.«Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования). Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему. Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!..». Один из детей должен, вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидел брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т.д.).
-
14 Игровые упражнения серии «если бы я был режиссер» 1. «Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей). Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои действия «в театре на столе», последовательно передавать сюжет, интонационно передавая образы. Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей-зрителей. 2. «Измени сказку». Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез». Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: «Ой! меня укусила оса!». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать продолжение измененной им сказки.
-
15 1. Речевые сценические игровые упражнения Упражнение па развитие дыхания «Прокололи шину» Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш». Упражнение на «освобождение» голоса «Орган» Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием. Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей. Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается» Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.
-
16 Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка» Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы». Упражнение на автоматизацию звука («К») и четкое произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо» Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге: Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (дети) Едет по катку пикап, (педагог) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку.
-
17 Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение» Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди: каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении, постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово. Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какаоКакаду у Никиты навиду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду и Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.п. Упражнение наинтонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радеть, огорчение) Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью, давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния.
-
18 2. Сценическое движение Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают. Пальчиковый игротренинг «Дом па горе» Сидя за столом дети вместе с педагогом сопровождая содержание действиями с пальцами, руками.
-
19 Упражнение «Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены) Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга. 3. Ролевая гимнастика «Маски» (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки). .
-
20 РИТМИКА 1. Ритмическая разминка Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие. 2.Упражнение на организацию и концентрацию внимания («Марш», музыка Б. Годара): ходьба по кругу с остановками. 3.Ритмическая гимнастика («Марш», «Вальс», «Лендлер», музыка Ф. Шуберта) 4.Упражнения на коррекцию общей моторики, регуляцию мышечных ощущений, согласование движений с музыкой: «Крепкие руки»; «Ставим точки носочком ноги на полу»; «Кто стоит сзади?» (повороты); «Поднимем камушки» (наклоны); «Мягкие прыжки».
-
21 Ритмический калейдоскоп Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук («Качели», музыка В. Золотарева). Упражнение на регуляцию мышечного тонуса ног («Вчера», музыка П. Маккартни). Упражнение на переключение внимания в движении: танцевальные движения, плавный хоровод со сменой направления движения и рук (русская народная мелодия» «Сударушка»). Упражнение на воображение: сюжетно-образная, музыкально-ритмическая импровизация «Бегаем по горячему песку» (швейцарская народная мелодия); «Поплаваем» (музыка В. Золотарева). 4. Ритмическое прощание Релаксация «Звенящий ручей» (аудиокассета «Наедине с природой»). Ритмическое «Эхо» (педагог прохлопывает ритмический фрагмент из материала занятия – дети отвечают хлопками, повторяя заданный ритмический рисунок). Поклон девочек, затем мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).
-
Литература
22 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5. Гройсман А.Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. – М., 1993. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. – М., 1981. Драпкин Б.З. Терапия радостью – сущность детско-подростковой психотерапии // 7-м Всесоюзный съездневропатологов и психиатров. – М., 1981. – Т. 3. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М., 1998. Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых // Вопросы изучения и воспитания личности. – 1929. – №1-2. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. – 1976. – Т. 70. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. – СПб., 1999.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.