Презентация на тему "ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА"

Презентация: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА" состоит из 46 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    46
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
    Слайд 1
  • Слайд 2

    ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

  • Слайд 3

    Психология групп

    Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

  • Слайд 4

    Предвестники развития современной групповой психотерапии в XVIII-XX вв.

    Антон Месмер (1734-1815) Джозеф Пратт Психоанализ З. Фрейда Альфред Адлер ТрайджентБарроу Якоб (Джекоб Леви) Морено

  • Слайд 5

    Антон Месмер (1734-1815)

    Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд, и что любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. Месмер утверждал, что умеет исправлять такие нарушения прикосновением магнетического жезла, а позже – что может делать это с помощью целительной силы своих рук Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, а целитель касался каждого из них своим жезлом

  • Слайд 6

    Группа легко поддавалась воздействию эмоциональной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых Месмером "чар" и "животного магнетизма" Специальная комиссия заключила, что пациенты излечивались от психических заболеваний типа истерии силой внушения, а Месмера заклеймила как шарлатана Интерес к его гипотезе вскоре угас и без внимания осталась та истина, что поведение людей в группах подчиняется определенным психологическим закономерностям и что группа сама по себе может рассматриваться как психотерапевтический фактор.

  • Слайд 7

    Джозеф Пратт

    В Соединенных Штатах первые попытки применения групповых методов лечения получили название "репрессивно-инспирационной" ("подавляюще-вдохновляющей") терапии, и эти методы доминировали в первой трети XX столетия Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимался лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал мощным даром убеждения В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п.

  • Слайд 8

    Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению К началу 30-х годов ХХ в. Дж. Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.

  • Слайд 9

    Альфред АДЛЕР

    Один из последователей З.Фрейда, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным Адлер преисполнился решимости лечить «простых людей» и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход

  • Слайд 10

    ТрайджентБарроу

    Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа ТрайджентБарроу предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат. Однако когда Барроу приступил к работе с группами, он утратил авторитет в психоаналитическом сообществе.

  • Слайд 11

    Якоб МОРЕНО

    Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы, занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 г.

  • Слайд 12

    Сам Морено употреблял термин «групповая психотерапия» по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 году Морено учредил первый профессиональный журнал"Impromptu«, сейчас -"Групповая психотерапия", Являлся основателем возникшей в 1942 году первой профессиональной организации специалистов по групповой терапии.

  • Слайд 13

    Первые социологи, изучавшие групповые методы

    Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах.

  • Слайд 14

    Первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), который определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (socialfacilitation). В 60-х годах ХХ в. исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (riskyshift).

  • Слайд 15

    Развитие групповых методов психологической помощи в период Второй мировой войны

    Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспериментированию и развитию практической психологии. СэмюэльСлэвсонобъединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в "группах активности", где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и осуществлять свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. Александр Вольф применял в условиях группы такие традиционные психоаналитические методы, как толкование сновидений, свободные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности. Слэвсон и Вольф разрабатывали психоаналитически ориентированные методы работы с группами. Однако психокоррекционные группы имеют более широкий спектр применения и иные задачи, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

  • Слайд 16

    Карл Роджерс

    К. Роджерс впервые применил свой клиент-центрированный подход для работы с группами во время экспериментаторского периода, который последовал за Второй мировой войной Манера работы терапевта или руководителя группы менее директивна и более либеральна, чем это принято в традиционной психотерапии Основное внимание терапевт обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внутренние психические процессы Предоставление терапевту права действовать в соответствии со своей интуицией и делиться "своим личным" с клиентом способствовало развитию новых подходов к групповой работе

  • Слайд 17

    Гуманистическое направление

    В 60-х годах ХХ в. возникло гуманистическое движение в психотерапии Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга, в общем, это -психокоррекционные группы Психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению и ориентированы, скорее, на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств. Во время сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и исторически сложившимися аспектами личности.

  • Слайд 18

    В свойственных гуманистической психологии подходах к работе с группами подчеркивается, что выражение чувств важнее, чем применение интеллекта В 50–60-ые годы в США в результате широкого распространения идей гуманистической психологии и параллельного развития движения Т-групп образовалось новое направление групповой работы, получившее название «групп встреч» Лидерами движения «групп встреч» явились К. Роджерс, основоположник недирективной психотерапии, а также В. Шутц, Р. Прайс, М. Мерфи.

  • Слайд 19

    К. Роджерс свои «энкаунтер-группы» именовал еще группами сенситивности, отзываясь о них как об одном из величайших социальных изобретений 60-х годов Лейт-мотивом концепции К. Роджерса является идея о том, что человек обладает собственной, изнутри идущей активностью и возможностями непрерывного развития, стремлением к росту, к реализации своего внутреннего потенциала

  • Слайд 20

    К. Роджерс выделял три условия взаимодействия терапевта и клиента, которые могут быть благоприятными для личностного роста: подлинность, искренность в общении; безусловное принятие другого человека; способность к эмпатическому пониманию со стороны психотерапевта. Ведущий групп встреч, согласно позиции Роджерса, выступает в роли фасилитатора, человека, облегчающего инициативу и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую поддержку, а не оценивающего

  • Слайд 21

    Основные задачи «групп встреч», проводимых К. Роджерсом, можно сформулировать как рост личности и оказание помощи личности в достижении аутентичного существования Аутентичность рассматривают, как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, открыто высказывая свои мысли и выражая чувства.

  • Слайд 22

    Курт ЛЕВИН

    К. Левин (1890—1947) предположил, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» Принадлежащая ему "теория поля" рассматривается в качестве концептуального ядра теории групп. Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия Это обстоятельство случайно привело к созданию первой Т-группы

  • Слайд 23

    Теория «поля» К.Левина

    КуртЛевин экстраполирует принципы Гештальт-теории на общую теорию психического поля, изучая взаимозависимость человека и окружающей его социальной среды; эти работы привели к созданию групповой динамики и принесли ему мировую известность. К тому времени теория электромагнитного поля Максвелла уже была обобщена в свете эйнштейновской физики, и Левин экстраполирует ее, опираясь на работы Минковского о психологическом пространстве-времени и одновременно используя основные представления психоанализа.

  • Слайд 24

    Затем он распространяет свои гипотезы по поводу индивидуального поля на психосоциальное поле, и подтверждает их знаменитыми опытами, связанными с созданием демократической атмосферы в группах и исследованием стилей управления. В настоящее время Теория поля чаще всего рассматривается как часть Общей теории систем.

  • Слайд 25

    Т- группы

    Первая Т-группа возникла случайно. Она была проведена в 1946 году в США (г. Бетел) участниками семинара, руководимого Л. Бредфордом, Р. Липпитом, К. Левиным. Семинар был посвящен вопросам внутригрупповых отношений. После семинара собрались несколько психологов и социологов, чтобы обсудить поведение дискуссионной группы. Здесь же присутствовали некоторые из участников этой дискуссионной группы.

  • Слайд 26

    Было сопоставлено видение одних и тех же процессов, поведения участников самими участниками и наблюдателями. Это сопоставление помогло открыть значимость обратной связи в межличностном общении. Через год такой опыт обучения был специально запланирован, и скоро этот метод, основанный на принципе обратной связи, наряду с обычными лекциями, семинарами, анализом конкретных ситуаций вводится в систему подготовки руководителей.

  • Слайд 27

    Характерные задачи Т-групп(Дж. Кэмпбелл, 1971 г.):

    добиться понимания участниками тренинга того, как они ведут себя по отношению к другим людям; как это поведение влияет на других людей; научить участников действительно слышать то, что говорят другие люди, вместо концентрации на подготовке ответа; научиться понимать, как действует группа, и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях; способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей; создавать условия, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как эти новые способы поведения воспринимаются другими участниками группы

  • Слайд 28

    Основные техники Т-групп

    В Т-группах использовались такие техники тренинга как дискуссии, короткие лекции, также разыгрывались роли. В совокупности эти средства получили название лабораторного обучения, которое проводилось в тренинг-центрах за пределами компаний и организаций. Наиболее известной научной организацией, практиковавшей лабораторное обучение, стала Национальная лаборатория тренинга в г. Бетеле (США).

  • Слайд 29

    Основные направления деятельности Т-групп (течения)

    общее развитие индивидуума; формирование и развитие межличностных отношений; организационное развитие В рамках этого подхода специалисты по лабораторным тренинговым средствам работают над улучшением деятельности целых организаций путем оптимизации трудовых взаимоотношений

  • Слайд 30

    Т-группы

    Т-группа, кроме функции научения, выполняет функцию психического оздоровления. Занятия в Т-группе: -делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, -позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, -помогают наладить адекватные межличностные отношения, -повысить свою коммуникабельность, открытость, -укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства

  • Слайд 31

    Упражнение 1: «Кто я?» Особенно подходит для первого занятия. Каждому участнику группы раздаются карандаши и бумага. Руководитель дает инструкцию: «Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?» Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. После того как закончите составлять перечень ответов, приколите лист на грудь и медленно ходите по комнате, читая, что написано на листке каждого, и позволяя читать свой перечень». В качестве варианта один из участников может прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие оканчивается обменом мнениями.

  • Слайд 32

    Упражнение 2: «Решение задачи». Половина группы усаживается в круг в центре комнаты, вторая половина располагается вокруг первой. Участникам, находящимся во внутреннем круге, дается ситуационная задача или тема для дискуссии. Подходят любые задачи и темы, но лучше конкретные, актуальные в повседневной жизни: «Муж пришел домой пьяным»; «В магазине нет нужных продуктов»; «Муж узнал, что жена ему изменяет»; «Вы спешите на работу, а автобус переполнен» и т. п. Тему лучше обсуждать по принципу здесь и теперь. Участникам, находящимся во внешнем круге, предлагают наблюдать за поведением кого-либо из конкретных участников в центре и подмечать, как тот участвует в дискуссии, в какой степени оказывает поддержку своим партнерам. Через 15—20 минут участники меняются местами. В заключение вся группа садится в общий круг и обсуждает различные варианты решения проблемы, формы поведения и реагирования отдельных участников дискуссии. Возможно резюме руководителя группы.

  • Слайд 33

    Упражнение 3: «Дискуссия». Четыре участника группы добровольно вызываются участвовать в дискуссии, взяв на себя одну из предложенных ролей. «Начальник». Держится высокомерно, мыслит безалпеляционно. Себя считает правым, остальных — виновными. Говорит властным голосом, не терпит возражений. «Подчиненный». Во всем противоположен начальнику. Держится подобострастно, во всем соглашается с начальником. Всех успокаивает, очень боится конфликта. «Человек-компьютер». Ультрарассудительный, спокойный, холодный, собранный, бесстрастный, умный. Говорит только правду. «Чудак». Высказывает неожиданные суждения, приводящие всех в недоумение. Держится независимо. Кажется неуклюжим, «простачком», «себе на уме». Предметом дискуссии может быть любая тема. Добровольно, в соответствии со своими поведенческими ролями участники дискуссии демонстрируют различные варианты межличностных отношений. Дискуссия длится 15—20 минут. Занятия заканчиваются общим обсуждением поведения участников дискуссии. Руководитель предоставляет возможность каждому участнику дискуссии защищать свою позицию.

  • Слайд 34

    М.Форверг - основоположник социально-психологического тренинга

    В 70-е годы ХХ в. в Лейпцигском и Йенском университетах (ГДР) под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Данные тренинговые программы были предназначены для повышения квалификации специалистов, работающих с людьми, и имели своей целью развитие их социально-психологической компетентности.

  • Слайд 35

    Основные типы СПТ по М.Форвергу

    1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Данный тип тренинга НЕ ориентирован на проработку личных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть связаны с непосредственными профессиональными затруднениями.

  • Слайд 36

    2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навыков ее управлением.

  • Слайд 37

    3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Данные группы формировались исключительно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психологии.

  • Слайд 38

    4. Группы развития личностного роста и компетентности в общении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. 5. Цель тренинга пятого типа — развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни Минкин, 1986; Макшанов, 1997

  • Слайд 39

    Развитие СПТ в отечественной практике

    В Советском Союзе именно данный термин в 80–90-ые гг. прошлого столетия являлся наиболее используемым для обозначения большинства видов социально-психологической работы с группами. Психологи этот метод использовали в работе с руководителями предприятий, с представителями других коммуникативных профессий – с врачами, педагогами и т.п.; а также с родителями и детьми. Групповые методы нашли свое применение в психотерапии. В России наиболее разработанной является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева (С. С. Либих, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).

  • Слайд 40

    Широкое распространение в отечественной практике СПТ начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологическо­го тренинга. Л. А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989  

  • Слайд 41

    В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Л. А. Петровская под компетентностью в общении предлагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989  

  • Слайд 42

    Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных. К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Ключевая и ведущая идея, объединяющая почти все имеющиеся в практической психологии подходы, следующая: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире.

  • Слайд 43

    Разновидности тренингов

    Интеллектуальный тренинг Тренинг принятия решений Тренинг уверенного поведения Тренинг внутренней мотивации Тренинг креативности, Сензитивный тренинг Тренинг формирования команды

  • Слайд 44

    Трениг лидерства Антистресс-тренинг Тренинг партнерского общения Трениг управления персоналом Трениг влияния и противостояния влиянию Тренинг ведения переговоров Тренинг самопрезентации Тренинг продаж … и др.

  • Слайд 45

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • Слайд 46

    Сензитивный тренинг(тренинг межличностной чувствительности)

    Задачи тренинга сензитивности : – повышение самопонимания и понимания других; – чувственное понимание групповых процессов; – развитие ряда поведенческих навыков. Основным средством стимуляции в группах тренинга сенситивности является отсутствие структуры. Участники сами организовывают свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывают процедуры коммуникативной деятельности Данный тренинг направлен на развитие сенситивной способности, что способствует правильному пониманию личностных качеств и состояний собеседника, отношений, складывающихся между людьми. Ведущим методическим средством тренинга сенситивности выступают психогимнастические упражнения. Они формируют среду, позволяющую каждому участнику развивать свои сенситивные способности

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке