Содержание
-
История международных отношений
вводная лекция
-
Содержание:
План занятий и методика оценки успеваемости студентов. Литература к изучаемому курсу. Особенности изучаемого предмета и основная терминология
-
План занятий и методика оценки успеваемости студентов
Всего по плану 17 лекций и 17 семинарских занятий. Максимум баллов, набранных до экзаменационной сессии – 60, максимум баллов на экзамене за два вопроса – 40 (20+20 баллов).
-
Литература к изучаемому курсу:
Основная: Асташин В.В., Кубышкин А.И. История международных отношений (XV – начало XX в.). Волгоград, 2008. Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время. М., 2004. Дополнительная литература будет сообщаться на каждой лекции. Полный перечень дополнительной литературы представлен в программе курса.
-
Особенности изучаемого предмета и основная терминология
Природа международных отношений: теоретические споры. История международных отношений или история дипломатии? Основные подходы к изучению истории международных отношений.
-
Природа международных отношений: теоретические споры
Название предмета «История международных отношений» предполагает, что он является частью наук о международных отношений. Изучение исторических аспектов международных отношений имеет давнюю традицию (как минимум, с XVIII в.): история войн и мирных договоров, история внешней политики отдельных стран.
-
К XIX в. сложилось две научные дисциплины, изучавших в той или иной степени историю межгосударственных отношений: история международного права и история дипломатии. В начале XIX в. появились первые учебники и исследования по истории МО (Heeren A. H. L. A Manuel of the History of the Political System of Europe and its Colonies, 1809).
-
Учебник А. Хирена был исключением из остального массива литературы, так как в книге присутствовал теоретический анализ (сравнивались европейские государства и города-государства Древней Греции и средневековой Италии). Преобладание трудов по истории дипломатии и международно-правовым вопросам объяснялось тем, что межгосударственные отношения понимались как отношения между главами держав (монархами, правительствами). Искусство государственного управления традиционно предполагало наряду с другим умение главы государства проводить выгодную для его страны внешнюю политику.
-
Со второй половины XIX в. стало увеличиваться влияние парламентов, СМИ и бизнеса в формировании внешней политики ведущих государств. В XX в. важным фактором международных отношений стали негосударственные участники: межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации и банки и т.д. Эти изменения вызвали полемику о природе международных отношений.
-
История международных отношений или история дипломатии
Полемика о природе международных отношений почти никак не отразилась на истории международных отношений. Из теории международных отношений был позаимствован т.н. «системный подход», который предполагает «изучение истории международных отношений, как смены систем». В целом же «История международных отношений» осталась в рамках традиционной истории дипломатии.
-
Междисциплинарный характер ИМО
-
Междисциплинарный характер ИМО не позволяет сводить содержание материала к простому перечислению событий из истории дипломатии. История дипломатии является лишь составным элементом более широкого понятия «история международных отношений». Однако с точки зрения методологии существует еще одна, более серьезная проблема – что есть «международные отношения». Следовательно, что мы должны изучать в рамках ИМО?
-
Даже консервативный (реалистический подход) видит в международных отношениях «многообразие форм обмена/многообразие общественных отношений между государствами/правительствами». А если предметом наук о МО является среда, в которой взаимодействуют государства, то история международных отношения должна изучать особенности эволюции среды МО и эволюцию многообразных форм обмена между государствами.
-
Основные подходы к изучению истории международных отношений
Традиция изучения истории международных отношений насчитывает более двух столетий. Теоретические споры второй половины XX в. в науках о международных отношений вызвали дискуссии о том, как мы должны изучать ИМО. Основными темами дискуссий стали: периодизация ИМО, особенности применения системного подхода в ИМО, соотношение западных и незападных подходов к изучению ИМО.
-
Эти проблемы стали логическим следствием того, что западные социальные науки с XIX в. активно изучали незападные общества, применяя к ним выработанные на Западе критерии и методологический аппарат. Такие понятия, как «национальное государство», «демократия», «капитализм» и другие стали использоваться применительно к незападным обществам. Существенную роль в искажении истинного положения вещей в незападных обществах сыграл колониальный период (Эдвард Саид).
-
К середине XX в. в западных общественных науках закрепился европоцентричный взгляд на историю глобального общества, который предполагал превосходство Европы (Запада) в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. => Появились теории, которые рассматривали незападные общества в качестве отсталых, нуждающихся в ускоренном развитии для достижения западных стандартов социально-экономического и политического устройства (теория модернизации).
-
Европоцентричность в истории МО выразилась также и в том, что Вестфальская система международных отношений провозглашалась в качестве образца первой системы межгосударственных отношений. Таким образом, наличие системности в истории международных отношений до 1648 г. и вне Европы долгое время отрицалось. Периодизация истории международных отношений также строилась, исходя преимущественно из событий европейской истории.
-
Европоцентричный подход предполагает, что первой системой международных отношений была Вестфальская, которая образовалась после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648) и подписания мирного договора в Мюнстере и Оснабрюке (Германия). Однако никто из ученых не может объяснить, почему системность МО проявилась именно в Европе и именно в середине XVII в., а также факторы, способствовавшие ее появлению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.