Содержание
-
Изучение состава и использования библиотечного фонда .
Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.
-
Задачи анализа: выявление эффективности использования данной части книжного фонда; освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы; определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки. выявления незаслуженно забытых книг.
-
В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический. Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ. Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.
-
За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, П -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость. Формулы для расчета отдельных показателей: К = Ф : П О =В : Ф Ч = В : П
-
Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом: педагогический отдел - 1452 экз. отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз. отдел книгохранения - 330 экз. итого - 2227экз.Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты: книгообеспеченность - 2227:180=12,3 обращаемость фонда - 2290:2227=1,03 читаемость - 2290:180=12,7
-
Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда. Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве.
-
Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки: Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.
-
Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов» : Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка. Караковский А. Любимые мои ученики. Грачева А. Современная школа. Лихачев Д. Школа на Васильевском.
-
Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.
-
В педагогическом отделе: Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании. Воспитание младшего школьника Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Работа с родителями. Ситаров В.А. Дидактика. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного руководителя», «Писатель в школе».
-
Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам. Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный урок» и т.д. В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги: Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе. Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника. Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».
-
В качестве выводов. В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).
-
Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:
-
1. Не было информации о книге. 2. Книга узкого спроса. 3. Тема книги не вызвала интереса. 4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно. 5. Тема потеряла актуальность. 6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления. 7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал. Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке
-
План анализа изучения библиотечного фонда (подфонда) 1. Цель изучения фонда (подфонда). 2. Задачи анализа. 3. Какая часть фонда (подфонда) анализируется, его характеристика. 4 .Расчеты основных. показателей. 5. Выводы, которые можно сделать в результате расчетов. 6. Библиографический метод изучения фонда: а) систематический каталог, б) библиографические пособия. 7. Выводы и задачи, по результатам проделанной работы. 8. Социологический метод изучения фонда: а) анализ читательских формуляров; б) тетради выдачи документов на уроки и пр. 9. Выводы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.