Содержание
-
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
-
«Кто как разговаривает?» «Животные и их детёныши» «Что бывает круглым?» «Подбери словечко» «Из чего сделано?» «Какой овощ?» «Кто может совершать эти действия?» «Хорошо – плохо» «Близко-далеко» «Весёлый счет» «Разложи по полочкам» «Кто кем был?» «Горячий – холодный» «Кто как передвигается?» «Что звучит? «Что бывает осенью?» «Подскажи словечко» «Обобщающие понятия» «Назови ласково» «Что происходит в природе» «Один – много» «Подбери признаки» «Чья голова?» «Четвертый лишний» «Чего не стало?» «Кто где живёт?» «Лови да бросай – цвета называй» «Угадай кто позвал?» «Угадай, кто мой друг?» «Кто это? Знакомство с профессиями?»
-
«Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает. Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
-
«Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
-
«Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…). – Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…). – Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…). – Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) и т.д.
-
«Подбери словечко» Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Ход: Например, Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д. Книга – книжка, книжечка, книжный, книголюб, книги и т.д.
-
«Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог: Рукавички из меха. Дети: меховые. Таз из меди – медный, ваза из хрусталя – хрустальная, рукавички из шерсти – шерстяные и т.д.
-
«Какой овощ?» Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый».
-
«Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог: Идёт… Дети: человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
-
«Хорошо – плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
-
«Близко-далеко» Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая) или удаленность звучания.
-
«Весёлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: один стол – пять столов; один слон – пять слонов; один журавль – пять журавлей; один лебедь – пять лебедей» одна гайка – пять гаек; одна шишка – пять шишек; один гусёнок – пять гусят; один цыплёнок – пять цыплят; один заяц – пять зайцев; одна шапка – пять шапок; одна банка – пять банок.
-
«Разложи по полочкам» Цель: ориентировка в пространстве. Ход: персонаж Федора (К.И. Чуковский «Федорино горе») просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
-
«Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семенем, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.
-
«Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог: Горячий. Дети: холодный. Хороший – плохой, умный – глупый, весёлый – грустный, острый – тупой, гладкий – шероховатый.
-
«Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог: Собака. Дети: Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…).
-
«Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
-
«Что бывает осенью?» Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
-
«Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
-
«Обобщающие понятия» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход: Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Педагог: Овощи. Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Педагог: Огурец, помидор. Дети: Овощи.
-
«Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ – ключик; шапка - шапочка, белка – белочка; книга - книжечка, ложка – ложечка; голова - головка, картина – картинка; мыло - мыльце, зеркало – зеркальце; кукла - куколка, свёкла – свёколка; коса - косичка, вода – водичка; жук - жучок, дуб – дубок; вишня - вишенка, башня – башенка; платье - платьице, кресло - креслице.
-
«Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна». Педагог: Солнце – что делает? Дети: Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - темнеет, тает. Птицы – что делают? - прилетают, вьют гнёзда, поют песни. Капель – что делает? - звенит, капает. Медведь – что делает? - просыпается, вылезает из берлоги.
-
«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
-
«Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос: «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
-
«Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.
-
«Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
-
«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
-
«Чего не стало?» Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
-
«Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2. Педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
-
«Угадай, кто позвал?» Цель: различение по тембру максимально сокращённых звуковых сочетаний. Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звуковому сочетанию «ла-ла, ду-ду, пи-пи, ля-ля, ко-ко» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
-
«Угадай, кто мой друг?» Цель: закрепление знания детей о животных, насекомых, их отличительных чертах и свойствах, месте обитания. Ход: Педагог подготавливает карточки с изображением животных (желательно по группам: домашние, дикие, птицы). Каждый ребенок должен выбрать карточку с изображением так, чтобы остальные не видели. Дается время на составление рассказа. Например: Ребенок выбрал картинку со слоном, назвал его Филя и далее начинает рассказ. Это мой Филя. Он живет в Африке. Он очень большой и добрый. Филя любит кушать фрукты и овощи. Он даже иногда выступает в цирке (можно изобразить походку животного). Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь.
-
«Кто это? Знакомство с профессиями» Цель: закрепление знания детей о профессиях, расширение словарного запаса. Ход: Педагог подготавливает для игры карточки с изображением людей разных профессий. Вариант 1: Педагог задает вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто разносит письма? Кто шьет платье? Кто работает на тракторе? Вариант 2: Что делает дворник? Что делает учитель? Что делает маляр? Вариант 3: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: Кому нужны ножницы? Кому нужна указка?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.