Содержание
-
Когнитивная лингвистика
2 курс 4 группа вып. ПухаевА.М
-
Когнитивная лингвистика, - дисциплина, позволяющая осознать языковые особенности человека и понять как его речь и высказывания влияют не только на поведенческие и коммуникативные стороны его жизни, но и на внутренние психологические процессы и состояния.
-
Основатели:
Джордж Лакофф— американский лингвист, профессор когнитивной лингвистики в Калифорнийском университете в Беркли. Заслужил известность своими идеями о центральной роли метафоры в мышлении индивида, политическом поведении и общественной жизни АврамНоамХомский — американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского
-
В сферу жизненных интересов когнитивной лингвистики входят «ментальные» основы понимания и продуцирования речи с точки зрения того, как структуры языкового знания представляются («репрезентируются») и участвуют в переработке информации.
-
в когнитивной лингвистике рассматриваются когнитивные структуры и процессы, которые свойственны человеку
системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка принципы структурирования этих механизмов.
-
Центральная задача когнитивной лингвистики.
Формулируется как описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего Говорящий-слушающий рассматриваются как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных компонентов (модулей) и соотносящая языковую информацию на различных уровнях.
-
Цель когнитивной лингвистики
понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается, т.е. какова «когнитивная действительность».
-
Язык как объект когнитивной лингвистики
-
Фоноло́гия (от греч. φωνή — «звук» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка
-
Проблемы и задачи когнитивной лингвистики
-
Проблема
а) виды и типы знаний, представленных в этих знаках (гносеология = теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т.е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика); б) условия возникновения и развития знаков и законы, регулирующие их функционирование; в) соотношение языковых знаков и культурных реалий в них отраженных.
-
Центральной проблемой в русской когнитивной лингвистике стала категоризация человеческого опыта. Категоризация тесно связана со всеми когнитивными способностями человека, а также с разными компонентами когнитивной деятельности - памятью, воображением, вниманием и др. Категоризация воспринятого - это важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию.
-
Задачи
Согласно современным представлениям, основной задачей общей теории языка является объяснение механизма обработки естественного языка, построение модели его понимания. Учитывая, что в основе такой модели лежит тезис о взаимодействии различных типов знания, лингвистика уже не обладает монополией на построение общей модели языка. Лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что такое язык, но и на вопрос, чего достигает человек посредством языка. В этой связи задачи когнитивной лингвистики следует определить как попытку понять следующее.
-
1.Какова роль участия языка в процессах познания и осмысления мира? 2.Выяснить соотношение концептуальных систем с языковыми. Как именно соотносятся когнитивные структуры сознания с единицами языка? 3.Установить, как участвует язык в процессах получения, переработки и передачи информации о мире. 4.Понять процессы концептуализации и категоризации знаний; описать средства и способы языковой категоризации и концептуализации констант культуры. 5.Как описать систему универсальных концептов, организующих концептосферу? 6.Решить проблемы языковой картины мира; соотношение научной и обыденной картин мира с языковой.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.