Содержание
-
Теоретическая фонетика английского языка
Составитель – к.ф.н. Лягушкина Н.В.
-
Пояснительная записка
Программа по курсу «Теоретическая фонетика английского языка» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для подготовки бакалавров лингвистики по направлению 520500 Лингвистика. Курс теоретической фонетики английского языка рассчитан на студентов направления 520500 «Лингвистика», читается в 4 семестре и включает 33 часа лекций и 18 часов семинарских занятий. По окончании курса сдается экзамен. Актуальность и перспективность данного курса определяется рядом его особенностей: В основе курса лежит широкая лингвистическая база. При изучении курса студенты знакомятся с классическими фонетическими и фонологическими теориями, традиционными фонологическими моделями и универсальными фонетическими классификациями; а также с современными элементами прикладной фонетики, методами изучения восприятия и воспроизведения звучащей речи. Курс адаптирован к современному состоянию фонетики английского языка. Студенты знакомятся с современным британским литературным произношением, а также с особенностями американского, канадского и австралийского вариантов английского языка. Курс строится в интерактивном режиме - студенты готовят презентации и сообщения реферативного характера на основе анализа как теоретического, так и практического материала.
-
Цели и задачи дисциплины
Теоретическая фонетика, изучающая звуковой строй языка, звуковые средства и их функции, а также особенности различных произносительных стилей речи, представляет собой одну из теоретических дисциплин, составляющих цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов по английскому языку. Даный курс включает в себя изучение звукового состава современного английского языка и фонемной структуры английского слова, рассмотрение соотношений звуковых и графических средств, подробное описание слоговых структур, английской просодии, а также фонетических процессов, протекающих в потоке звучащей речи. Целью курса является последовательное и всестороннее изучение особенностей английского произношения в его коммуникативных и территориальных разновидностях, рассмотрение фонетического строя современного английского языка как системы разноуровневых функциональных единиц, которые используются в различных коммуникативных целях. В задачи курса входит расширение и систематизация знаний студентов, полученных в курсе практической фонетики, расширение теоретической базы студентов на основе более глубокого изучения фонетической системы английского языка и ее функционирования в различных социально значимых ситуациях общения. К числу основных задач относятся: описание специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка и ознакомление студентов с современным состоянием исследований в области общей фонетики, с новейшими работами по психологии восприятия, психолингвистике, социолингвистике, коммуникативной лингвистике и функциональной лингвистике; объяснение студентам явления фонетической интерференции, а также различий в фонетической базе английского и русского языков; всестороннее исследование речевой деятельности с позиции произносительной нормы и ее допустимых вариантов; выявление тенденций развития нормы; развитие у студентов умения объяснять основные понятия, процессы и явления, происходящие в системной организации фонетического строя современного английского языка, анализировать и обобщать фонетические явления.
-
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» обучаемые должны Знать: основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической ипрактической подготовки специалиста; специфику организации и функционирования английской звучащей речи; фонетические средства реализации различных типов дискурса для достиженияопределенных коммуникативных задач. Уметь: применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации; работать с научной литературой, пользоваться современными аудио-,видео- и мультимедийными средствами; ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения. Быть ознакомленными: современыми публикациями по проблемам фонетики и новейшими методами исследования фонетических явлений.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы
-
Разделы дисциплины и виды занятий
-
Содержание разделов дисциплины
1. Введение Предмет и задачи фонетики. Лингвистические основы курса теоретической фонетики: отношение фонетики к другим разделам науки о языке. Фонетика и коммуникативная лингвистика. Разделы фонетики (физиологическая, акустическая, перцептивная фонетика, фонология). Связь фонетики с другими лингвистическими науками. Теоретическая и прикладная фонетика. Понятие звукового строя языка и его компонентов. Фонетика и теория коммуникации. Понятие территориальной, социальной и ситуационной вариативности фонетических средств. Понятие орфоэпической нормы. Проблема национальных и областных вариантов литературного произношения английского языка. 2.Органы речи. Акустическая фонетика Органы речи: пассивные, активные. Понятия гласного и согласного звука. Факторы, свойственные английским согласным и гласным звукам. Акустическая фонетика, методы исследования звучащей речи, способы записи звучащей речи, трудности, связанные с изучением речи. 3. Органы восприятия речи. Перцептивная фонетика Органы слуха, общие характеристики слуха, фонетически полезные функции звукового сигнала. Методы исследования звукового восприятия речи, прецептивная фонетика. 4. Специфика структуры английского произношения Языковая (фонетическая) интерференция. Понятие фонетической базы как совокупности произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как ее характерная окраска. Артикуляционная и просодическая база. Артикуляционная база: статический и динамический аспекты. Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы. Сравнение фонетических баз английского и русского языков.
-
5. Универсальные фонетические классификации Понятие классификации, предметная область, классификационные признаки, бинарные признаки, классификационный класс. Признаковая матрица, классификационная таблица. Универсальная фонетическая классификация Международной Фонетической Ассоциации. Английский язык в рамках Универсальной фонетической классификации МФА. 6. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка Основные дифференциальные признаки английских согласных фонем. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Функции фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Релевантные и нерелвантные признаки в системе английских гласных и согласных фонем. Система фонем и принципы классификации английских гласных и согласных фонем. Система фонологических оппозиций английских гласных и согласных фонем. Фонема стыка (поограничный сигнал). Фонологический статус английских дифтонгов и трифтонгов. Проблема безударного вокализма в английском языке. Различные трактовки английских аффрикат. Позиционно-комбинаторные изменения фонем английского языка. Главные и второстепенные варианты английских фонем. Понятия ассимиляции и адаптации. Тенденции развития английского вокализма и консонантизма. 7. Структура слога Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования. Структура слога. Слогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов по их началу и концу, по длительности и по акцентному весу. Слогоделение в английском языке (в сравнении с русским). Понятие открытого и закрытого стыка. Фонетические характеристики открытого стыка в английском языке. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы.
-
8. Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова Понятие и виды словесного ударения: словесное (динамическое), тоническое (музыкальное). Характеристика английского словесного ударения с точки зрения его акустико-физиологической природы и восприятия. Английское словесное ударение с точки зрения места в словах (ударение свободное или фиксированное). Градация словесного ударения по силе в английском и русском языках. Место словесного ударения. Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах. Основные акцентные типы слов в английком языке. Функции словесного ударения. Эволюция акцентной структуры слов в современном английском языке. 9. Интонация и просодия Понятие фразового ударения, его соотношение со словесным ударением – черты сходства и различия. Энклитика и проклитика. Физические параметры просодии и интонации: частота основного тона, интенсивность, длительность, спектр, отсутствие речевого сигнала. Обозначение интонации графически. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза. Структурная сущность фразовой акцентуации и ритма. Трактовка понятия «интонация» в работах отечественных и зарубежных авторов. Функции просодии. Функции интонации. 10. Варианты произношение английского языка Понятие орфоэпической нормы, акцента и диалекта. Изоглоссия и билингвизм. Понятие национальных языков. Южно-английское и северо-английское произношение. Культурный компонент речи. Техника речи как первая ступень в овладении культурой речи (фонетический аспект). Речевой этикет. Межкультурные расхождения английского и русского языков на фонетическом уровне. Сходство и различия между произносительной нормой в Великобритании и США (вокалическая и консонантная системы, ударение, интонация). Социальная вариативность произношения. Социальная дифференциация английского произношения (звуки и интонация). Особенности произношения австралийского и канадского вариантов английского языка.
-
Требования к экзамену
Экзаменационный билет по теоретической фоне-тике английского языка содержит два теоретиеких воп-роса (один более общий, другой – более частного харак-тера) и один практический. Предлагается распознать и прокомментировать фонетическое явление в примере. Экзаменационные вопросы 1.Объект теоретической фонетики и ее связь с другими лингвистическими дисциплинами. 2.Разделы фонетики. 3.История развития фонетики. 4.Фонема и ее функции. 5.Основы фонологии Н.С. Трубецкого 6.Артикуляционные механизмы речи. 7.Методы исследования артикуляции. 8.Акустическая фонетика 9.Методы и средства акустического анализа речи 10.Перцептивная фонетика. 11.Сегментные и супрасегментные звуковые средства. 12.Органы восприятия речи. 13.Теории слогоделения. 14. Универсальные фонетические классификации 15. Универсальная фонетическая классификация Международной Фонетической Ассоциации 16. Методы исследования звукового восприятия речи 17. Ударение в английском языке 18.Согласные фонемы английского языка, их характерные особенности 19.Изменения в произнесении согласных звуков английского языка в разговорной речи (ассимиляция, элизия, аккомодация). 20.Гласные фонемы английского языка, их характерные особенности. 21.Изменения в произнесении гласных звуков английского языка в разговорной речи (качественная, количественная, нулевая редукция). 22.Слоги в английском языке. 23.Факторы, свойственные английским согласным звукам (аспирация, связующий ‘r’, отсутствие палатализации). 24.Сильные и слабые формы слов в английском языке. 25.Интонация в английском языке. 26.Особенности интонации в американском английском языке. 27.Особенности ударения в американском английском языке. 28.Особенности произношения согласных в американском английском языке. 29.Особенности произношения гласных в американском английском языке. 30.Английские фонемы на письме.
-
Образец экзаменационного билета
Билет № 1 1. Объект теоретической фонетики и ее связь с другими лингвистическими дисциплинами. 2. Ударение в английском языке. 3. Практическое задание. Сделайте транскрипцию данного фрагмента, дайте его интонационную характеристику.
-
Литература
а) основная: 1. Васильев В.А. Английская фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). М.,1970. 2. Веренинова Ж.Б. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация. Часть III. М., 1991. 3.Галочкина И.Е.,Бурая Е.А. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Мелодика. Ритм.ЧастьIV. М,1991 4.Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., РГГУ, 2001 5.Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Практикум. М., 2003 6.Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. 7.Цибуля Н.Б., Медведева Т.Г. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация текста. Качество голоса. Часть V. М., 1991. 8.Шахбагова Д.А. Фонетическая система английского языка в диа-хронии и синхронии (на мат-ле брит., ам., австрал., канад. вариантов англ. языка). М., 1992. 9. Шевченко Т.И. Социальная дифференциация английского произношения. М., 1990. 10. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. London, 1972. 11. Leontyeva S.F. A Theoretical Course of English Phonetics. M., 2002 12. Sokolova M.A., Gintovt K.P. English Phonetics. A Theoretical Course. M., 1996. 13. Vasilyev V.A. English Phonetics. A theoretical course. M., 1970. б) дополнительная: 1. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М., 1984 2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1987. 3. Златоустова Л.В. Интонация и просодия в организации текста. Звучащий текст/ Сб.науч.аналит. обзоров). М., 1983. 4. Кулешов В.В., Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. М., 1987. 5. Потапова Р.К. Слоговая фонетика германских языков.М,1986 6.Торсуев Г.П. Вопросы акцентологии современного английского языка. М.–Л., 1960. 7.Торсуев Г.П. Вопросы фонетической структуры слова (на материале английского языка). М.–Л., 1962. 8. Торсуев Г.П. Константность и вариативность в фонетической системе. М., 1977. 9. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge, 1969 10. Halliday M. Course in Spoken English Intonation. London, 1970 11.Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. Cam, 1997. 12. Lehiste Isle. An Acoustic-Phonetic Study of Internal Open Juncture // Phonetica. Vol. 5. 1960 13. Merkulova Yelena M. English For University Students. Introduction To Phonetics. Союз, Ст-Пб, 2001
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.