Содержание
-
Коллежское делопроизводство
Касаткина А. Е. 1 курс Лингвистический факультет, ТИМПИЯК, 11к-1а anne280386@gmail.com Преподаватель: Смыслов Сергей Павлович
-
Содержание
Общая характеристика коллежского делопроизводства. Генеральный регламент. Виды документов приказного делопроизводства.
-
Коллежское делопроизводство значительно отличается от приказного. Изменения связаны прежде всего с административными реформами Петра I, коренным образом изменившими систему государственных учреждений, а также принцип принятия решений, который стал коллегиальным. Кроме того, указом 1700 г. столбцовая форма делопроизводства отменена и заменена листовой. В результате реформ высшим светским учреждением стал Сенат, а церковным — Синод. Приказы были заменены коллегиями. Преобразованы местные учреждения, созданы бурмистерские избы, городовые магистраты, ратуши губернские и провинциальные канцелярии. По принципу принятия решений (голосованием) делопроизводство XVIII в. стало называться коллежским.
-
Генеральный регламент
28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент, по которому в законодательном порядке была определена внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников. В соответствии с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию и контору. Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.
-
Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения. Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура». Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории: текущие, создаваемые при канцеляриях ведомственные (архивы коллегий) государственные (исторические) Документы хранились в текущем архиве три года и помещались в обложку, на которой указывалось краткое содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела составлялась внутренняя опись.
-
Виды документов приказного делопроизводства
Реформаторская деятельность в административной сфере оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр. Возникло много новых видов документов, некоторые получили новые наименования. От царя и Сената в коллегии и из коллегий в местные учреждения направлялись распорядительные документы в форме указов. Подчиненные учреждения и должностные лица посылали в вышестоящие учреждения рапорты идоношения. В XVIII в. появляется новый вид документа — протокол. Частные лица продолжали обращаться в государственные учреждения в форме челобитных, затем их стали называть «прошения челобитчиковы». В последней четверти XVTII в. за этим видом документа закрепилось наименование «прошение».
-
Для переписки между военными в XVIII в. характерны такие виды документов, как рескрипты, реляции, рапорты, донесения, приказы, ордера, предписания. Учет численного состава фиксировался в штатах, табелях, списках, ведомостях. Ход военных действий отражался в дислокациях, диспозициях, предположениях. Договорные отношения с иностранными государствами закреплялись в трактатах, договорах, конвенциях, инструментах, протоколах.
-
Для переписки с иностранными государствами использовали ноты, мемуары, меморандумы, письма; дипломаты отправляли на родину реляции, письма, депеши. Судебная документация состояла из допросов, клятвенных обещаний, показаний; результат судебного разбирательства отражался в приговорах, определениях, выписках из журналов. Для бухгалтерского учета вели баланс — таблицу, показывающую состояние хозяйственной деятельности на определенную дату. В этот период в России начинают применять термины «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер».
-
Статистический учет вели в подушных переписях, названных ревизиями. Результат ревизий фиксировался в «ревизских сказках», на основании которых составлялись губернские сводки. В XVIII в. складывается система документации по личному составу. Введены формулярные списки — документ, дающий полное представление о находящемся на государственной службе. Введение в 1722 г. «Табели о рангах» повлияло на документирование, так как с этого времени при письменном обращении к должностному лицу стали употреблять титулы. В XVIII в. на документе перед текстом стали указывать наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание.
-
В 1775 г.Екатериной II осуществлена административная реформа, в результате которой был издан закон — «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Губернская реформа 1775 г. в корне изменила систему центрального управления в Российской империи. В ее основу было положено разделение функций управления: административных, финансовых, судебных. Были созданы губернские правления, казенные палаты, нижние земские суды, уездные казначейства, сословные суды.
-
В результате реформы в 1775 г. были ликвидированы все коллегии, а их функции переданы местным учреждениям. В созданных учреждениях сохранилась структура коллегий, состав чиновников, организация работы с документами. Все решения принимались в общем присутствии, а технологический процесс обработки документов осуществлялся в канцелярии. Главная особенность коллежского делопроизводства заключается в том, что в этот период начинается последовательное регулирование делопроизводства законодательством.
-
Спасибо за внимание!
Ваша Касаткина Анна Евгеньевна Контактный номер: +(915) 383-76-10 anne280386@gmail.com
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.