Презентация на тему "Коммуникативные стратегии и тактики"

Презентация: Коммуникативные стратегии и тактики
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.97 Мб). Тема: "Коммуникативные стратегии и тактики". Содержит 38 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2019 году. Средняя оценка: 2.3 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Коммуникативные стратегии и тактики
    Слайд 1

    Коммуникативные стратегии и тактики

  • Слайд 2

    План

    1.Понятие и структура коммуникативной стратегии. 2.Понятие коммуникативных тактик и приемов их репрезентации. 3.Классификация коммуникативных тактик.

  • Слайд 3

    Коммуникативная стратегия:определения

    Каждой коммуникативной ситуации соответствует своя стратегия. Стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели. Е. Клюев: «Под коммуникативной стратегией... будет пониматься совокупность запланированныхзаранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижениекоммуникативной цели».

  • Слайд 4

    Д.П. Гавра: «Коммуникативная стратегия – это некая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации».

  • Слайд 5

    Применительно к речевой коммуникации стратегия определяется следующим образом: «Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора... Стратегию определяет макроинтеграция (намерение, цель) одного (или всех) участника диалога, обусловленная социально-психологическими особенностями конкретного общения». (Л. Граудина)

  • Слайд 6

    Коммуникативная стратегия:структура

    Таким образом, коммуникативная стратегия предполагает: 1) осознание (анализ) коммуникативной ситуации (до начала коммуникации); 2) определение модели поведения, исходя из п.1; 1) 2) = планирование 3) организацию в соответствии с этим (1 - 2) взаимодействия (определение «ходов» коммуникации – и поведенческих, и речевых); = планирование и реализация 4) достижение цели коммуникации (ради этого и выстраивается стратегия). = реализация

  • Слайд 7

    Коммуникативные тактики

    Стратегия коммуникации реализуется через тактики, которые выполняют функцию способов осуществления стратегии в конкретной коммуникативной ситуации. Иными словами, коммуникативная тактика - совокупность практических ходов в реальном процессе коммуникативного взаимодействия, позволяющих достичь поставленных целей в конкретных ситуациях.

  • Слайд 8

    Коммуникативная тактика – это совокупность приемов осуществления коммуникации и линия поведения на определенном ее этапе.

  • Слайд 9

    Коммуникативные стратегии и тактики

    Таким образом, коммуникативная стратегия – это теоретическое «выстраивание» модели взаимодействия, а тактика – это практическое воплощение такого взаимодействия.

  • Слайд 10

    Например:

    Так, при реализации стратегии отказа в выполнении просьбы может быть применена одна из следующих тактик: а) «перевоплощение»: выдать себя за некомпетентного человека = неспособного выполнить просьбу; б) ссылка на занятость (= невозможность выполнить просьбу в данное время); в) отказ без мотивировки; г) уклонение от прямого ответа (ни да, ни нет) и др.

  • Слайд 11

    Приемы выражения тактик

    Тактики как способы реализации стратегии выражаются с помощью арсенала средств. В качестве приемов выражения тактик при вербальной коммуникации выступают речевые средства разных уровней, а также средства невербальной коммуникации.

  • Слайд 12

    Например:

    тактикаотказа без мотивировки может быть выражена следующими средствами: словом-предложением «Нет». простым распространенным предложением с отрицательным значением или его модальным значением: «Я не буду выполнять твою просьбу»/ «Я не хочу (не могу, не в состоянии) выполнять твою просьбу». отрицательным жестом головы. нетривиальным способом: «Ты бы у меня еще попросил ключ от квартиры, где деньги лежат».

  • Слайд 13

    Классификация тактических приемов по Т.А. ван Дейку (как средств организации диалогового взаимодействия)

    1) Тактика «Перевоплощение».Используется, если стратегическая цель – получение максимума информации.Заключается в том, что инициатор коммуникации искусственно устанавливает разрыв в знаниях, перевоплощаясь при этом в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка».

  • Слайд 14

    Классификация

    2) Тактика«Обобщение» используется, чтобы показать типичность, неслучайность и неисключительность информации. Тем самым подкрепляется (а иногда с помощью данной тактики и формируется) возможное общее мнение. Вербальными сигналами применения этой тактики являются обобщающие слова (все, всегда и пр.), выражения вроде: «И так всегда», «С этим сталкиваешься на каждом шагу».

  • Слайд 15

    3) Тактика«Приведение примера» показывает, что общее (или формируемое) мнение основано на конкретных фактах (опыте). Пример приводится в качестве иллюстрации, подтверждения истинности того, что является содержанием коммуникации. Типовые выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неделе».

  • Слайд 16

    4) Тактика «Уступка» позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость, готовность принять другую точку зрения даже при отказе от некоторых собственных убеждений и интересов. Как правило, является частью стратегии положительной самопрезентации. Реализуется с помощью уступительных конструкций.

  • Слайд 17

    5) Тактика«Контраст» – тактика противопоставления, предполагающая подчеркивание положительных и отрицательных оценок, действий, свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы и ОНИ-группы).

  • Слайд 18

    Актуальна для ситуаций, где прослеживается конфликт интересов (отцы и дети, свои и чужие и пр.). Яркими свидетельствами использования тактики являются антитеза, конструкции с противительными союзами, употребление антонимов.

  • Слайд 19

    6) Тактика «Неожиданность» –использование неожиданной или неизвестной слушателям информации. Способствует оживлению коммуникации и привлечению угасающего внимания.

  • Слайд 20

    7) Тактика«Провокация» – тактика «подстрекательства» на действия, которые могут иметь негативные последствия для субъекта. Применяется в тех случаях, когда адресата необходимо «вывести из себя», заставить пойти на поводу у эмоций и выдать ту информацию,оглашать которую коммуникант был не намерен, либо предпринять действия, совершать которые коммуникант был не намерен.

  • Слайд 21

    8) Тактика«Апелляция к авторитету» –приведение мнения личности, обладающей высоким авторитетом в обществе или в определенных его слоях, срабатывает «эффект имени». Используется для подтверждения правильности и важности излагаемой информации. Чем больше кредит доверия по отношению к тому, чье мнение приводится, тем выше вероятность того, что передаваемая информация будет принята на веру.

  • Слайд 22

    9) Тактика«Привлечение эксперта», или «Экспертное мнение»- тактика, близкая тактике «апелляция к авторитету». Суть приема - в предъявлении мнения того, кто является специалистом (профессионалом) в определенной сфере.

  • Слайд 23

    Срабатывает не «эффект имени», а «эффект профессионала», мнению которого можно доверять, поскольку оно основано на специальных, профессиональных знаниях и умениях. В качестве экспертов могут выступать врачи, педагоги, спортсмены… Прием также используется с целью повышения доверия к информации.

  • Слайд 24

    10) Тактика«Личное свидетельство», или «Свидетельство наблюдателя (участника)». Смысл – в приведении мнения «простых людей» (например, представителей какой-либо социальной группы – пенсионеров, студентов, рабочих и т.п.) по проблеме, которая интересует адресанта, либо очевидцев события.

  • Слайд 25

    Например, студенты говорят о том, как они получают качественные знания в университете. Или очевидцы события «из простых» делятся своими впечатлениями. Как правило, человек склонен доверять такому же, как он сам (по возрасту, роду занятий, социальному статусу и пр.).

  • Слайд 26

    11) Тактика«Прогнозирование» предполагает формулирование ожидаемого (возможного) развития событий с опорой на реальное положение дел, необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. Связана со способностями производить анализ.

  • Слайд 27

    12) Тактика«Внесение элемента неформальности» применима в официальной коммуникации, позволяет преодолеть сдержанность, скованность. В качестве одного из вариантов реализации тактики может быть предложение перехода с ВЫ-общения на ТЫ-общение.

  • Слайд 28

    13) Тактика«Юмор». Смысл – в приведении смешных, парадоксальных примеров, в «разбавлении» серьезной информации анекдотами, веселыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха.

  • Слайд 29

    14) Тактика«Да-да-да», или «Трех да»– известный в психологии общения прием, когда партнеру подряд задаются три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из самых древних тактик. Изобрел ее великий древнегреческий философ Сократ и блестяще использовал для убеждения собеседников.

  • Слайд 30

    15) Тактика«Черный оппонент» – тактика, противоположная тактике «трех да». Партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы хотя бы на один из них он не смог ответить, после чего следует речевая формула прерывания коммуникации: «Вот видите, вопрос не подготовлен», «Дальнейшее обсуждение бессмысленно» и пр.

  • Слайд 31

    Правила использования тактики«черный оппонент»: вопросов не должно быть более трех, иначе станет очевидным предвзятое отношение к собеседнику; вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала; не следует позволять партнеру перехватить инициативу.

  • Слайд 32

    16) Тактика«Подмазывание аргумента», или «Комплимент».Предполагает усиление коммуникативной позиции адресата, его укрупнение. Например, слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом (подчас завуалированным) партнеру по общению.

  • Слайд 33

    Например: «Вы, как человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы...»; «Человек, недостаточно образованный, не поймет приведенный аргумент, но вы...».

  • Слайд 34

    17) Тактика«Приведение аргументов».Назначение приема – подтверждение истинности и облегчение процесса запоминания мнений, суждений и образов, содержащихся в передаваемой информации. Заключается в предоставлении достаточного количества аргументов, чтобы они могли быть использованы адресатом для внутренней, интеллектуальной работы.

  • Слайд 35

    Этот прием часто называют «мнимый выбор», потому что под покровом аргументации, многообразия точек зрения по обсуждаемой проблеме в наиболее выигрышном свете представляются те суждения, которые выгодны для адресанта.

  • Слайд 36

    18) Тактика «Привлечение внимания».Основной смысл – представить информацию в такой форме, чтобы она непроизвольно притягивала внимание адресата. Например, в рекламной коммуникации эта задача решается с помощью ярких красок, контрастных цветов, необычных шрифтов и т.п. На привлечение внимания направлено и использование средств образности и выразительности, а также других языковых средств (обращений, имен собственных и пр.)

  • Слайд 37

    19) Тактика «Переключение внимания», или «Сдвиг». Применим, когда надо решить обратную задачу - отвлечь внимание адресата от какой-либо информации (как правило, невыгодной для адресанта).

  • Слайд 38

    Реализуется путем: акцентирования внимания на ином событии, факте, аргументе; растворения невыгодной информации среди другой; создания информационного шума, мешающего адресату сконцентрировать внимание на нежелательной для адресанта информации.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке