Содержание
-
Pr В России
Выполнил студент 2 курса Факультета управления Величко Р.Н.
-
Паблик рилейшнз является многогранной деятельностью, которая связывает большое количество направлений, методов и инструментов. В России к паблик рилейшнз начали серьезно относиться с момента формирования рыночных отношений. В связи с особенностями рыночной ситуации в стране практика ПР в России значительно отличается от западной. До последнего времени большинство клиентов солидных ПР-агентств были крупные зарубежные организации. Многие из них уже имели неудачный опыт проведения в России ПР-акций без учета национальных особенностей в рекомендациях иностранных специалистов
-
Особенность отечественного рынка обусловливает и особенность деятельности в сфере ПР. Цель практики ПР заключается в достижении и поддержании гармоничных отношений между определенной организацией и общественностью.
-
Без поддержки ПР-служб во всем мире не остается ни одна солидная коммерческая структура. По объемам обслуживания фирмами ПР первое место занимают телекоммуникационные рынки, рынки потребительских товаров, услуг.
-
На работу со средствами массовой коммуникации и на корпоративные коммуникации приходится главный объем функционирования ПР.
-
В целом отечественный ПР-рынок сформировался
Отечественные предприниматели признают, что ПР в России – это не просто дань моде, а незаменимое оружие в конкурентной борьбе и эффективное средство для создания деловой репутации.
-
В отличие от рекламы и прямой пропаганды ПР-мероприятия оказались деликатнее в средствах по достижению целей и имеют большее влияние на общественное мнение. На современном этапе без хорошо сформированной и высокопрофессиональной системы общественных связей невозможны по-настоящему демократическая деятельность и работа в рамках рыночной экономики.
-
В отечественном ПР-рынке выделилось несколько направлений: экономическое, государственное и политическое.
-
С начала формирования ПР-рынка наряду с отечественными ПР-компаниями активно работают и зарубежные. На отечественном рынке работает ряд совместных ПР-предприятий. ПР-подразделения создавались в коммерческих структурах, фирмах, банках и на биржах.
-
Одновременно формировалась отечественная ПР-школа со своей теорией и практикой, которые базировались на опыте зарубежных коллег и вместе с этим имели национальные особенности, складываясь под влиянием политических, экономических, культурных и исторических особенностей.
-
В конце XX в. весьма активно формировался российский рынок ПР. Он вбирал в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с другой – зарубежные методики ПР-технологий.
-
В России довольно быстро был пройден период 1988-1991 гг., когда на рынке соответствующих услуг доминировали зарубежные агентства. Опыт Соединенных Штатов, родоначальника и признанного мирового лидера ПР-рынка, взяли на вооружение все страны Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, в число которых входит также Россия.
-
По сути дела, характеристики ПР, данные отечественными специалистами, близки к западным, также их объединяет позиционирование ПР в области менеджмента как регулятора взаимоотношений между организацией и общественностью.
-
Первые статьи на эту тему принадлежат доценту Московской государственной академии управления С. Худякову. Они были опубликованы в «Российском экономическом журнале» в 1993 года. Автор дает следующее определение ПР: «...особая функция менеджмента, представляющая собой систему управления связями с общественностью». Роль ПР в организациях, по мнению автора, заключается в создании «гибкой и эффективной системы коммуникаций».
-
Следующие публикации по ПР появились в 1994 году – это были работы Е. Блажнова «Паблик рилейшнз» (1994 г.) и Г. Тульчинского «Publicrelations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство» (1994 г.). Тульчинский определяет ПР как «область теории и практики современного менеджмента», цель которой «обеспечение коммуникации фирмы с ее социальной средой: СМИ, общественными организациями, партиями, органами власти, населением, партнерами, работниками самой фирмы». Блажнов вписывает ПР в систему общественных отношений: «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, то есть с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью – общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)».
-
Сотрудники Российской академии государственной службы при Президенте РФ характеризуют ПР следующим образом: «Паблик рилейшнз – специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами».
-
«Паблик рилейшнз как наука занимается организацией коммуникативного пространства современного общества» (Г. Почепцов). Автор иногда употребляет еще одно определение ПР-«менеджмент коммуникаций» и относит ПР к разряду «коммуникативных дисциплин», таких как теория переговоров, пропаганда, реклама, лоббизм.
-
До начала 1990-х гг. отечественный бизнес паблик рилейшнз, формально декларировавший себя с падением «железного занавеса», находился в тени рекламного рынка. Реальное развитие ПР-услуги получили в России только в 1994-1995 гг. ПР-коммуникации прошли три эволюционных этапа.
-
I этап
(1988-1991 гг.) – зарождение рынка паблик рилейшнз, связанное с созданием соответствующих служб в государственных структурах (правительственные ПР, ПР силовых структур и спецслужб) и открытием московских отделений международных агентств. В Администрации Президента РФ появилось Управление по связям с общественностью. В МВД России Центр общественных связей развернул работу по пяти направлениям: анализ прессы, проведение брифингов, связи с масс-медиа, связи с общественностью, оперативное реагирование. Департамент по связям с общественностью был создан в Министерстве финансов РФ. В московской мэрии стал действовать Департамент общественных и межрегиональных связей. Развитие предпринимательской деятельности способствовало возникновению первых отечественных фирм, оказывающих простейшие ПР-услуги.
-
В конце 1980-х – начале 1990-х годов создаются первые отечественные ПР-агентства: «Никколо М», «Имиджленд ПР», «Имидж-контакт»
-
В 1991 г. образована РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью), являющаяся с 1997 г. членом Европейской конфедерации FTP (CERP). Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций – профессиональных ПР-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур
-
II этап
(1991-1995 гг.) – период роста и становления. Российские агентства осваивали зарубежный опыт, постепенно адаптировали его к отечественным условиям, начали проводить крупные ПР-мероприятия и информационные кампании. Наиболее активно развивался политический консалтинг. Летом 1991 г. было создано первое корпоративное объединение – Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала уже свыше 80 членов. Стала действовать «Гильдия работников пресс-служб паблик рилейшнз России». Одновременно пиар стал научной дисциплиной, одним из важнейших направлений вузовской подготовки, появились специализированные кафедры. К началу XXI в. предмет паблик рилейшнз уже входил в учебные программы сорока российских вузов
-
III Этап
начался с 1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии ПР. На это оказывают влияние формирующийся информационный рынок; меняющаяся структура массового сознания, требующая более тонких и точных форм работы с целевыми группами; завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид; расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из самых капиталоемких областей ПР-консалтинга; дифференциация рынка информационных каналов и возникновение новых секторов прессы, где стал проявляться современный подход к работе с информацией, кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности
-
С 1996 г. начинает выходить первый периодический профессиональный ПР-журнал «Советник», который в дальнейшем дополняется масштабным Интернет-порталомwww.sovetnik.ru.
-
В 2002 г. число специализированных российских ПР-изданий – около десяти, наиболее известные из них наряду с «Советником» – «Co-общение», «PR в России», «PR-диалог»
-
В 1997 г. учреждается Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», которая, по существу, становится первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке. Спустя три года появляется Всероссийская премия студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин».
-
-
С 1999 г. проводятся ежегодные выставки «ПР, консалтинг, выборные технологии».
-
В 1999-2002 гг. составляются профессиональные рейтинги российских ПР-агентств, число которых в опросном листе 2002 г. достигало уже более 100
-
Принятая в теории классификация моделей паблик рилейшнз отражает различные этапы развития «связей с общественностью» по мере усложнения социального организма западных обществ.
-
1. Модель пиара как паблисити – исторически первая и наименее этичная – характеризуется односторонней коммуникацией. В задачу входит только пропаганда (не важно, полная правда сообщается общественности и правда ли вообще). Информация движется в одном направлении – от источника к реципиенту, обратной связи нет.
-
2. Модель общественной информации – распространение достоверных фактов, причем как можно более полно. Коммуникативный поток односторонний – от организации к общественности, обратной связи нет
-
3. Двусторонняя асимметричная модель. Главной задачей пиара становится убеждение, поставленное на научную основу. Приходит понимание, что общественность надо не просто информировать – следует изучать ее психологию, чтобы сообщаемая информация воздействовала на нее в нужном направлении
-
4. Двусторонняя симметричная или консенсусная модель предполагает взаимопонимание и сотрудничество, согласование интересов общественных групп и их мотиваций, отказ от вульгарной пропаганды. Ее основная отличительная особенность состоит в том, что происходит как изменение мнений и поведения общественности, так и корректировка ориентиров и поведения субъекта пиара
-
В российских условиях эти черты модели, отражающие динамику эволюции «связей с общественностью» в исторической ретроспективе, хаотично сконцентрировались на небольшом десятилетнем временном отрезке.
-
Вследствие мозаичности, противоречивости и неадекватности развития различных секторов отечественной политики и экономики, идеальная модель консенсуса, сформировавшаяся в результате преодоления несовершенства других исторически оправданных моделей и действующая сегодня во многих западных странах, по данным РАСО, используется в России только в 10-15% PR- услуг.
-
Более популярна в отечественном ПР-бизнесе модель общественной информации, на долю которой приходится 50% ПР-услуг. Случайное соединение разных моделей порой дискредитирует саму идею ПР, что выражается в термине «черный пиар»
-
При подведении итогов существования в России паблик рилейшнз среди ключевых моментов отмечались следующие:
-
ПР в России перестали быть только московскими, что было характерной чертой для первой половины 1990-х годов: выделился целый ряд центров региональной ПР-активности (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и др.); Российский ПР стал полноценной частью международных ПР-структур, что выразилось, с одной стороны, в членстве в международных ПР-ассоциациях, с другой – в том, что около десяти российских агентств по связям с общественностью интегрировались в международные сетевые ПР-агентства, с третьей – в том, что иностранные ПР-специалисты транснациональных компаний в России все более вытесняются российскими.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.