Содержание
-
Муниципальный КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2018» Конкурсное задание «Методический семинар» Тема: «Проблемное обучение как технология активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории» Автор: Деркина Мария Васильевна, учитель истории и обществознания Место работы: МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Саранск , 2018
-
ПРОБЛЕМА
Опрос учащихся, 2016/17 г. (107 респондентов, 5, 6, 7, 9-11 классы) Проблема: низкая познавательная активность; ученики стремятся механически воспроизвести знание, но не осмыслить, испытывают трудности при совершении мыслительных операций.
-
Актуальность проблемы
Отвечая на современные запросы социума, школа стремится вооружить своих воспитанников не просто суммой знаний по отдельным предметам, а способствовать их общему развитию, формированию мышления, мировоззрения, становлению активной жизненной позиции. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения. Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии, способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы. Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
-
ЦЕЛЬ Что требуется? Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством моделирования проблемных ситуаций на уроках истории.
-
ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ С.Л. Рубинштейн Теория продуктивного мышления «Мышление занимает ведущую роль в процессе познавательной деятельности человека. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления». И.Я. Лернер Проблемное обучение «Проблемное обучение - это решение учащимся новых для него познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». Можно считать, что основой проблемного обучения является моделирование реального творческого процесса, активизирующего познавательную деятельность за счет создания проблемной ситуации и управления поисками решения проблем.
-
Опыт использования технологии Личностно-ориентированный подход Практико-деятельностный подход Технология проблемного обучения Проблемная ситуация Формулировка проблемной задачи Решение проблемной задачи Анализ решения Приемы использования проблемно-познавательных задач «Вопросы к автору» «Многообразие мнений» «Визуальная реконструкция» «Создание макетов» «Таблица аргументов» «Исторические загадки» На практике существуют разные приемы использования проблемно-познавательных задач на уроке. Выбор и сочетание этих приемов для каждого учителя индивидуальны.
-
«Вопросы к автору» ПРИМЕР №1 Перед изучением учебного материала (текст, иллюстрации, видеофрагмент и др.) перед учениками ставится задача: составить один или несколько вопросов, адресованных автору. 6 класс. Тема: «Крестовые походы» Учительпредупреждает о наличии противоречия в речи Папы Римского. Ученикисоставляют список вопросов, формулируют главный вопрос урока: «Крестовые походы: освобождение святынь или завоевание новых территорий?» Устойчивая мотивация к изучению нового материала. Формируется умение рассуждать о позиции автора. Развивается навык формулирования вопросов. ПРАКТИКА РЕЗУЛЬТАТ Отрывок из речи Урбана II
-
«Многообразие мнений» ПРИМЕР №1 Учитель просит учеников рассмотреть явление с различных позиций с помощью заданных ролей. 6 класс. Тема: «Крестовые походы» Понимание учеником возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Видят многообразие подходов к оценке исторических событий. Учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять факты, различные точки зрения. . Учительпредлагает ученикам, представив себя представителем одного из сословий, определить причины и цели вступления в поход, выделив самые главные из общего списка. Ученики от лица исторических персонажей осуществляют поиск решения, аргументируя свою позицию. ПРАКТИКА РЕЗУЛЬТАТ
-
ПРОДОЛЖЕНИЕ - 2 ЧАСТЬ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.