Содержание
-
Организация проблемного обучения на уроках физической культуры
Городской семинар учителей физической культуры
-
Проблемное обучение как средство формирования физической культуры личности школьников и профессиональных компетенций педагогов
-
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард
-
Ключевые компетенции школьников
наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативные навыки; навыки обработки информации; навыки исследовательской работы; навыки самообразования; навыки сотрудничества; умение брать ответственность на себя.
-
Педагогический процесс как единое целое
Слайд 3 формирование общественно-значимого исторического опыта, проявляющееся в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков Обучение Воспитание Образование формирование общественно-значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, отражающееся в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения Развитие творчества и мышления, проявляющееся в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в личных и общественных интересах
-
Типы обучения
Объяснительно-иллюстративный Проблемный
-
Объяснительно-иллюстративный тип обучения
Цель: усвоение результатов научного познания, вооружение знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков Принцип: передача учащимся готовых выводов науки Результат: формирование репродуктивное мышление, т. е. воспроизводство готовых выводов науки
-
Проблемный тип обучения
Принцип: поисковая учебно-познавательная деятельность ученика, т. е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике Результат: формируется продуктивное и творческое мышление, т.е. навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение Цель: усвоение самого пути процесса получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей
-
Проблемное обучение.Исторический экскурс.
Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 50 г. Шахты Шапочкин А.А.
-
«Всех нас, вышедших из школ и университетов, коснулась только тень учености… Цветущие годы юности прошли в изучении пустяков, людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы и буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения.» (Я.А. Коменский)
-
Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности, он интересуется именно тем, что может сделать сам
ПОЗНАНИЕ + Деятельность
-
Ступени:
Ощущение проблемы (затруднения). Формулирование проблемы. Обсуждение гипотезы. Приведение в порядок обнаруженных фактов. Практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
-
Джон Дьюи:
Мышление есть решение проблемы
-
Дж. Брунер:
Значение структуры знаний в организации обучения. Готовность ученика учиться как фактор учения. Интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности. Мотивация учения в современном обществе.
-
Проблемный подход в обучении
-
Правила активизации процесса обучения:
Вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия. Эпизодически знакомить учащихся с методами науки. Развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. (М.А. Данилов, В.П. Есипов)
-
Проблемное обучение -
совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. (В. Окунь)
-
учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы. (И.А. Лернер)
-
Выдвижение перед учащимися дидактических проблем, их решение и овладение учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. (Г.В. Кудрявцев)
-
Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. (М.И. Махмутов)
-
Учебная проблема Проблемная ситуация
-
Признаки проблемной ситуации:
Возникает состояние интеллектуального затруднения. Возникает противоречивая ситуация. Рассогласовываются знания и умения, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для понимания объяснения, решения задачи. Проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда и в самом начале решения.
-
Менталитет личности
-
Менталитет личности отражает
Мировоззренческие взгляды Установки Ценностные ориентации Самоактуализация проблем Способы Средства Стиль
-
Педагогические максимы
«Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» М. Монтессори «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» А. Дистервег «Человек думает, что создает идеи, но в действительности они создают его» К.Г. Юнг «Кто мало думает, тот много ошибается» Леонардо да Винчи
-
Методические особенности организации проблемного обучения на уроках физической культуры
И.о. зав. кафедрой общетехнических дисциплин СарИПКиПРО Новикова И.В.
-
Развивающее обучение – накопление знаний и овладение эффективными способами их применения, т.е. оптимальное соотношение объяснительно-иллюстративных и проблемных методов обучения Процесс обучения, который моделирует в своих чертах ход продуктивного мышления и направляет на открытие учениками новых знаний и способов действия, называют проблемным
-
Решение проблемы Проблема (осознание неизвестного) Проблемная ситуация Новые знания, умения, качества
-
Проблемная ситуация – особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психологическим состоянием, которое возникает у ученика во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные ученику знания или способы действия (А.М. Матюшкин) Проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность
-
Психологическая структура проблемной ситуации
неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и творческий опыт
-
Типы проблемных ситуаций
при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения; при организации практической работы учащихся; при побуждении учащихся к анализу жизненных явлений; при формулировании гипотез (предположений); при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению; при побуждении учащихся к предворительному обобщению новых фактов; при исследовательских заданиях
-
В своих основных чертах решение учебной проблемы совпадает с научным познанием: Составление плана решения проблемы; Выдвижение предположений и обсуждение гипотезы; Доказательство гипотезы; Проверка результатов решения проблемы; Обобщение новых знаний и способов действий
-
Виды проблемного обучения
Научное творчество – теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учащимися нового правила, закона, доказательства (постановка и решение теоретических учебных проблем); Практическое творчество – поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации (постановка и решение практических учебных проблем); Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения
-
Первый уровень проблемного обучения: обычной несамостоятельной активности Восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ и упражнений воспроизводящего характера Виды проблемного преподавания: монологическое (объясняет содержание новых понятий, фактов, дает готовые научные выводы и образец умственной деятельности по решению учебных проблем) распределяющее (показывает логику открытия какой-то зависимости или закона, демонстрирует путь научного познания, ход исследования вопроса ученым, делая учеников участниками поиска); диалогическое (беседа, в которой учитель сам создает проблемную ситуацию, но решают её в основном учащиеся – диалог (эвристическая беседа)
-
Второй уровень проблемного обучения: полусамостоятельной активности Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает её. На всех этапах решения проблемы учитель стимулирует деятельность учащихся проблемными и непроблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнение, выделение главного, применение аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует учеников на поиск данных, которых не хватает, учит делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.
-
Третий уровень проблемного обучения: Уровень самостоятельной активности Учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить её. Ученики должны самостоятельно выбрать из предположений гипотезу, обосновать её, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.
-
Четвертый уровень проблемного обучения: творческой активности Творческая активность: ученики самостоятельно находят проблему, решают её, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводится к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Создает условия для того, чтобы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную её формулировку, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям. Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.
-
Правила организации урока с использованием проблемности Проблемная постановка урока: Организация подготовки учащихся к уроку; Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися. Актуализация необходимых знаний: Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока. Усвоение нового материала, практическая работа: Обучение двигательным действиям; Развитие двигательных способностей; Формирование духовно-нравсвенных качеств личности; Контроль, оценка и анализ результатов работы; Коррекция учебно-воспитательных воздействий. Заключительная часть урока: Снижение физической нагрузки; Подведение итогов урока; Задание на дом; Организованное завершение.
-
Преимущества развивающего обучения перед традиционным: учит мыслить логически, научно и диалектически; делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; эмоционально захватывает учеников, формирует интерес к научным знаниям, вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях; стимулирует развитие умения самостоятельно переносить имеющиеся знания в новую ситуацию; способствует развитию умения видеть новые проблемы в привычных, стандартных ситуациях; вырабатывает умение комбинировать ранее известные способы разрешения проблемы с новыми, оригинальными; способствует активному формированию ряда личностных качеств: инициативности, критичности, самокритичности мышления
-
Умения учителя физической культуры
Конструктивные Организаторские Коммуникативные Гностические Двигательные
-
Нерешенные проблемы проблемного обучения
Проблемное обучение требует от учителя высокого педагогического мастерства и высокого уровня методической подготовки, к чему он часто реально бывает не готов; Много времени при подготовке к уроку уходит на придумывание проблемных ситуаций. Как технологизировать этот процесс? Необходимо создать банк проблемных ситуаций по различным учебным предметам; Слабо разработаны приемы дифференциации и индивидуализации в условиях проблемного обучения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.