Презентация на тему "Коррекционно-развивающее образование"

Включить эффекты
1 из 47
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Коррекционно-развивающее образование". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Коррекционно-развивающее образование
    Слайд 1

    Коррекционно-развивающее образование

  • Слайд 2

    План

    Понятие школьной дезадаптации. Факторы школьной неуспеваемости. Механизмы развития школьной неуспеваемости. Формы коррекционно-развивающего образования.

  • Слайд 3

    Понятие школьной дезадаптации

    Школьная дезадаптация– нарушение (или не возникновение) равновесия, гармонических отношений между ребенком и школьной средой, при котором страдает ребенок. (Г.Ф.Кумарина). Это любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения в школе.

  • Слайд 4

    Причины трудностей в обучении

    Несовершенство, грубые просчеты в системе школьного образования Школьные традиции, отрицательное воздействующие на всех детей Педагогические факторы, отрицательно воздействующие на детей с трудностями в обучении

  • Слайд 5

    Школьные традиции, отрицательное воздействующие на всех детей

  • Слайд 6

    Школьные традиции,отрицательное воздействующие на всех детей

    Привычная поза детей во время учебного процесса: согбенная, напряженно-неестественная. При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10—15 мин ребенок испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлете. !

  • Слайд 7

    Учебная среда, обедненная природными стимулами: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными, искусственно созданными элементами и лишающие детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходят угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

  • Слайд 8

    Вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни. Некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, чтодети не могут свободно развиваться и реализовывать заложенный в них природой потенциал, теряют способность самостоятельно мыслить.

  • Слайд 9

    Дробное, поэлементное изучение знаний, умений и навыков, разрушающее целостность мировосприятия и миропонимания у детей.

  • Слайд 10

    Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции — воображения. И как следствие, к раннему формированию шизоидной психической конституции (В. Ф. Базарный, 1995). Чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.

  • Слайд 11

    Педагогические факторы, отрицательно воздействующиена детей с трудностями в обучении

  • Слайд 12

    Педагогические факторы, отрицательно воздействующиена детей с трудностями в обучении

    Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей с трудностями в обучении. Наполняемость обычных классов Режим обычного школьного дня Неправильное чередование труда и отдыха

  • Слайд 13

    Несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей с трудностями в обучении. По темпу деятельности дети этой группы отстают в 2 — 3 раза от своих сверстников. На уроках в обычных классах такие дети при объяснении нового материала не успевают осознать, понять объяснение.

  • Слайд 14

    Экстенсивный характер учебных нагрузок Слабые ученики в обычных классах продуктивно работают на уроке не больше 10—15 мин. Остальное время они заняты лишь формально. Будучи не в состоянии успеть за темпом класса, эти дети ищут и осваивают обходные пути учения — учатся списывать, привыкают занимать себя посторонними делами.

  • Слайд 15

    Преобладание отрицательной оценочной стимуляции Дети получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок со стороны учителя. Это объясняется тем, что они работают медленнее, соображают хуже, делают больше ошибок.

  • Слайд 16

    Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение первоклассника в школе становятся основой возникновения конфликтных отношений между взрослыми членами семьи. Складывающийся в такой ситуации семейный разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей.

  • Слайд 17

    Формы коррекционно-развивающего образования

  • Слайд 18

    Формы коррекционно-развивающего образования

    Формы учитывают: характер и глубину индивидуальных про6лем детей; дефицитов, имеющихся в их развитии; прогнозируемую или реальную степень риска школьной дезадаптации.

  • Слайд 19

    Группы Включение коррекционной помощи непосредственно в структуру урочных учебных занятий Включение коррекционной помощи в режим внеурочной деятельности 1 2

  • Слайд 20

    Включение коррекционной помощив структуру урочных учебных занятий

    Коррекционные уроки по учебным предметам в рамках межклассной дифференциации Групповые коррекционные занятия по отдельным учебным предметам со специалистом- дефектологом Учебная помощь в рамкахвнутриклассной дифференциации Учащихся, требующих коррекционной помощи, из 2-х классов одной параллели на одном уроке объединяют в единую группу для работы с педагогом по методике компенсирующего обучения. Группа учащихся, нуждающихся вкоррекционной помощи (от 3 до 7 человек), на уроках письма, чтения, математикивыводится из обычного класса для занятий со специалистом в ресурсной комнате. Коррекция в соответствии с объемом и уровнем сложности учебных заданий; использование различных видов и форм стимулирующей, направляющей, организующей и обучающей помощи. 1

  • Слайд 21

    Включение коррекционной помощив режим внеурочнойдеятельности

    Групповые или индивидуальные внеурочные занятия с логопедом, психологом, направленные на коррекцию дефицитныхфункций, обеспечивающих учебную деятельность. Групповые или индивидуальные коррекционные занятия со специалистом покоррекционной работе, дефектологом по учебным предметам . Групповые коррекционно-развивающие, лечебно-оздоровительные,внеурочные виды деятельности (кружки, студии), предусматривающие развитиедефицитных функций детей, укрепление их здоровья неспецифическими методами. 2

  • Слайд 22

    Механизмы развития школьной неуспеваемости

  • Слайд 23

    Педагогический уровень школьной дезадаптации

    Первично школьные трудности обнаруживаются на педагогическом уровне. Они проявляются: в проблемах ребенка в учении – деятельностный план в освоении новой для него социальной роли — роли ученика – отношенческий план

  • Слайд 24

    Формирование трудностей на деятельностном плане

    I этап – первичные трудности в учении II этап – пробелы в знаниях III этап - отставание в усвоении образовательного материала по одному или нескольким предметам IV этап – частичная или общая неуспеваемость V этап – возможный крайний случай — отказ от учебной деятельности Число младших школьников, испытывающих трудности в усвоении программного материала, составляет 30 - 40 %.

  • Слайд 25

    Формирование трудностей на отношенческом плане

    I этап – на основе неуспехов в учебной деятельности возникают напряжения в отношениях ребёнка с учителем и родителями. II этап – смысловые барьеры III этап – эпизодические конфликты IV этап – систематические конфликты V этап – как крайний случай — разрыв личностно-значимых для ребёнка отношений Более чем 60 % учащихся младших классов испытывают неудовлетворённость в качестве ученика.

  • Слайд 26

    Психологический уровень школьной дезадаптации Неуспешность в учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми, негативно влияют на более глубокий уровень индивидуальной организации ребёнка — психологический.

  • Слайд 27

    Психологический уровень школьной дезадаптации

    Переживаемые неблагополучия ребёнка непосредственно сказываются на: формировании характера растущего человека его жизненных установок направленности личности в целом его социализации

  • Слайд 28

    I этап развития нарушений Сначала у ребенка возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью преобладает тревога, легко плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. на уроке Ребенок пассивен, при ответах напряжён, скован. на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. в эмоциональной сфере

  • Слайд 29

    II этап развития нарушений Стараясь изменить ситуацию, ребёнок, действуя в режиме самосохранения, начинает инстинктивно защищаться от сверхвысоких для него нагрузок, от непосильных требований. Первоначальное напряжение снижается изменению отношения к учебной деятельности, которая перестаёт рассматриваться как значимая. за счет:

  • Слайд 30

    III этап развития нарушений Закрепление психозащитных реакций Ученик на уроках постоянно отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами.

  • Слайд 31

    IV этап развития нарушений Противодействие школьным нормам Формирование осознанных способов протеста Активный протест (непослушание, нарушение дисциплины) Пассивный протест (ученик не поднимает руку, не проявляет интереса)

  • Слайд 32

    Физиологический уровень школьной дезадаптации

    переживаний, обусловленных неуспешностью в учебной деятельности, конфликтным характером отношений; Формируется вследствие: непомерных затрат времени и сил на учение.

  • Слайд 33

    В первом классе наблюдается отчетливый рост отклонений: в нервно-психической сфере - до 54 % нарушений зрения - 45 % осанки и стопы - 38 % заболеваний органов пищеварения - до 30 % На этапе выпуска из школы лишь 10 % учащихся могут считаться здоровыми. !

  • Слайд 34

    Психолого-педагогические особенности коррекционного обучения

  • Слайд 35

    Психолого-педагогические особенности коррекционного обучения

    В классах компенсирующего вида реализуется типовая учебная программа для начального звена обучения Процесс обучения строится с опорой на действующие учебники Но планирование учебной работы подчиняется задаче рационализации обучения (Рационализация – процесс совершенствования средств и методов общественного производства с целью повышения его эффективности). !

  • Слайд 36

    Методические требования к реализации обучения

  • Слайд 37

    Психолого-дидактические условия организации учебной деятельности

    Построениесодержания учебной работы с ориентацией на «зону ближайшего развития» школьников 1 Решающим из этих условий рассматривается соблюдение оптимальной дистанции Между требованиями, предъявляемыми обучением Актуальным уровнем психического развития детей Уровнем ближайшего развития детей

  • Слайд 38

    Включение в процесс обучения различных форм фронтальной и дифференцированной помощи учащимся 2 Фронтальная – обращенная ко всему классу или группе детей (наглядные опоры, таблицы) Индивидуальная – обращенная к конкретному ученику

  • Слайд 39

    Формы помощи на уроке (занятии)

    Стимулирующая помощь Направляющая помощь Обучающая помощь Необходимость в ней возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания; когда работа завершена, но выполнена неверно. Применяется, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, в планировании — в определении первого шага и последующих действий. Применяется, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу, исправить допущенную ошибку.

  • Слайд 40

    Психолого-дидактические условия организации учебной деятельности

    Оценивание по критерию относительной успешности К педагогической оценке предъявляются основные требования: Объективности – оценка должна строго и точно показывать соотношение между реально достигнутыми результатами в обучении и теми, которых требовалось достичь согласно программам. 3 Справедливости по отношению к ученикам, учитывать труд, старания, настойчивость, вложенные в достигнутый результат.

  • Слайд 41

    Чтобы обеспечить комфортную, благоприятную атмосферу учебных занятий и способствовать превращению учебной деятельности в эффективный фактор педагогической терапии в оценочную деятельность учителя ККО вносятся определенные изменения. Основанием оценивания становится критерий относительной успешности. Объектами оценки является сам процесс учебной работы школьников, умение рационально организовать его, целенаправленность. Основанием оценки становятся те изменения, которые произошли к данному моменту в учебной деятельности школьника и ее результатах по сравнению с предыдущим отрезком времени.

  • Слайд 42

    Программа коррекционно-развивающей работы

    Программа коррекционно-развивающей работы в условиях реализации этого направления педагогической практики служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной программе. Она включает в себя структурные блоки, предусматривающие:

  • Слайд 43

    Структурные блоки программы

    охрану здоровья ребенка и коррекцию психосоматических неблагополучий в его развитии специфическимимедицинскими и неспецифическими педагогическими приемами и методами работы. развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (осознании каждым ребенком своей новой социальной роли, адекватно вести себя в учебной ситуации).

  • Слайд 44

    формирование содержательной учебной мотивации. развитие до необходимого уровня психофизиологическихфункций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха,артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации,координации в системе «глаз—рука».

  • Слайд 45

    5) обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал. 6) развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности).

  • Слайд 46

    формирование учебной деятельности детей и коррекцию недостатков в ее основных структурных звеньях: информационно -ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном.

  • Слайд 47

    Спасибо за внимание! Составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин А.М.Губенко

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке