Содержание
-
Кризис в психологии
1
-
Идеологический кризис российского общества конца ХIХ века
2 оформился принципиально новый подход, ориентированный на духовную философию, идеи B.C. Соловьева и его последователей. Одновременно развивается и объективная (естественно-научная) психология, создаются экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории В. Вундта в Лейпциге.
-
Открытый кризис в психологии
3 с 20-х до средины 30-х гг. XX в. поиск своего пути в развитии социально-психологической мысли. дискуссия об отношении марксизма к психологии и социальной психологии
-
4 В многочисленных научных дискуссиях нашло отражение стремление построить новую психологию, ориентированную на решение важнейших социальных задач нового общества. Несмотря на объяснимое доминирование в это время объективной и социогенетической методологии, до начала 1930-х гг. в России сохранялись и те научные школы, которые следовали гуманитарной, философской линии развития (школа Г.Г. Шпета). К середине 1930-х гг. ситуация и в науке, и в обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии, и психотехники. Запрещенными оказались все психологические исследования, даже идеологически близкие советской власти.
-
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
5 психолог, педагог, философ, организатор Московского психологического института. Основные работы: «Психологические лекции» (1909), «Психология школы» (1912), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) и др. предлагал разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию, поскольку она тесно связана с идеологией, теорией марксизма, от которой отлучалась собственно психология
-
Иван Петрович Павлов (1849—1936)
6 областью психологии является внутренний мир сознания субъекта условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько и психологическим явлением, а физиологическое понятие о временной связи отождествлял с психологическим понятием об ассоциации
-
Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927)
7 В 1907 г. создал Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, первый в России Педологический институт связал теоретические и практические исследования Разработал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.
-
8 Ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности. Индивид — это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Исследовал структуры личности, в которой выделялась пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, рассматривая их роль в различных видах деятельности и их взаимосвязь Во многом предвосхитил разрабатываемые психоанализом идеи о роли сублимации и кана-зации энергии в социально приемлемом русле
-
9 Во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной считал именно личность, а не коллектив Выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельности, анализировал происходящее с личностью, когда она становится участником коллектива и реакцию коллективной личности в отличие от реакции отдельно взятой личности В своих экспериментах по изучению влияния внушения на деятельность человека одним из первых отметил феномен группового давления Влияние коллектива не всегда благотворно, так как обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.