Содержание
-
Введение в психологию
Введение Часть 1. 1.О курсе «Психолого- педагогическом модуле» и дисциплинахи содержании. Цели и задачи. 2.Итоговая и промежуточная аттестация .Бально-рейтинговая система оценки знаний по ППМ Часть 2. Что изучает психология? Психологическая феноменология. Становление психологии как науки. Эволюция предмета психологии как отражение этапов ее развития. Направления, научные школы в психологии. Возрастная психология как отрасль психологического знания. Тезаурус. Приложение 1,2 ( схема) Рекомендуемая литература Первое занятие
-
ЛОГИКА «Психолого – Педагогического модуля»
Возраст: физиология, психология, педагогика, дефектология – в социокультурном контексте Практика как стержень образовательного процесса 1.
-
Содержание предмета (возрастной аспект) : 1-4 курс
-
Введение в психологию
Что изучает психология? 2.
-
Что изучает психология?
«Психологи» - наука о душе ( от др. греческого «psycheу» - душа «logos»- разумное слово, наука. 1.Явления сознания «внутренний мир» 2.Бессознательные процессы ( неосознаваемые) 3.Поведение 4.Общественныеотношения 5.Предметы материальной и духовной культуры «человек-общество-культура» 6.Психосоматические явления (Тело. Физиология. Психические состояния человека) Психологические феномены, изучаемые в научных школах и направления в психологии феномены Психологическаяфеноменология
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ*
Явления сознания (субъективные) Бессознательные (неосознаваемые) психические процессы Поведение Общественные отношения Предметы материальной и духовной культуры Психосоматические явления
-
ПСИХОЛОГИЯ :определения и начало
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии ( легенда о Психее – символ души, ищущей свой идеал). Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) начинает с мысли, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как"оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном". Он создал материалистическое учение о душе, в котором выдвинул идею о неразделимости души и тела. Кроме материалистических взглядов были и идеалистические воззрения ( Платон, 428-347гг.до н.э.): душа- нематериальный объект, до вселения ее в тело находится в сфере идеального, высшего мира. Для Платона материальное и духовное – два противоположных начала. Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху.
-
Психика ( душа) – исторически первый предмет психологии
Психика( душа) человека – аналог понятия « внутренний мир человека». Душа является в форме внутренних переживаний , мыслей , образов, воспоминаний, желаний, стремлений, чувств, решений, фантазии. Все эти явления называются - ПСИХИЧЕСКИМИ (субъективными) . Не все открывается нашему сознанию, а только небольшая часть – осознается нами, мы ее можем наблюдать («Инстроспекция» - самонаблюдение - исторически первый метод психологии). Скрыта от самонаблюдения – неосознаваемая часть (сознания). Психологи изучаютпсихические: 1)свойства ; 2) состояния ; 3) процессы , а также МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ (ЧЕЛОВЕКА).
-
Предмет психологии (человека)
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ НЕ БЫЛА ДАН ( ЗАДАН) РАЗ И НАВСЕГДА , А ИЗМЕНЯЛСЯ С ТЕЧЕНИЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ. «Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению: способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, что от него ждут» ( Л.С. Выготский). Л.С.Выготскийсоздал культурно-историческую концепцию в психологии — учение об общественно-исторической природе психики человека. Л.С. Выготский предложил отличное от биологизаторских и социологизаторскихтеорий понимание источника, условий, форм, специфики и движущих сил психического развития ребенка; выявил и сформулировал основные законы детского развития.
-
В.ВУНДТ –программа построения психологии как самостоятельной науки.1875.
В. Вундт образовал в Лейпциге первую психологическую лабораторию, в качестве такого предмета объявил сознание. Уникальный предмет психологии был « непосредственный опыт», метод - самонаблюдение (интроспекция).Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В. Вундта в сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием. Право психологии на существование как самостоятельной науки В. Вундт обосновывал принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в интроспекции, т. е. самонаблюдении. В лаборатории В. Вундта пришли обучение и работали: 136 немцев,14 американцев,10 англичан,6 поляков, 3 русских и 2 француза
-
1.Поведение человека - бихевиоризм
«behavio{u}r» - поведение Джон Утосон ( 1878-1958): « с точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии ( человека ) является поведение человека от рождение до смерти…» ПОВЕДЕНИЕ - внешне наблюдаемые реакции человека ( и животного) на стимулы (раздражители) из окружающей среды P=S+R Поведение
-
2.Бессознательное- психоанализ
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Создал направление – психоанализ. О бессознательных процессах человек может не догадываться, однако они играют решающую роль в его поведении и определяют особенности его сознательной жизни. Проявления бессознательного психического – многообразны. В психической жизни не может быть ничего случайного, т.е. ничем не обусловленного. Бессознательное
-
3.Целостный психический образ - гештальтпсихология
Вначале XX в. возникает особое направление –гештальтпсихологии (от нем. geschtalt – целостная форма, структура). Видными ее представителями являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и метод психологии сознания – атомизм психического, интроспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из образующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гештальтпсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей. При этом предлагалось занять позицию «наивного, неподготовленного» наблюдателя, не имеющего заранее выработанного представления о строении психических явлений. Впервые раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. «Гештальт»-новое, качественно отличное от других целостное образование. В рамках школы были разработаны оригинальные исследовательские методики, получены уникальные факты, которые легли в основу особого направления практической психологии – гештальттерапии. Гештальт
-
4.Самоактуализирующийся человек – гуманистическая психология
В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика. С самого начала своего возникновения она противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку. Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Олпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей. Гуманистическая психология уходит корнями как в гуманитарные, так и естественные науки. Особое значение придается философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенциализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. В качестве основных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Гуманистическая психология исходит из положения, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием. Для гуманитарной психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Личность . Индивидуальность.
-
5.Познавательные процессы – когнитивная психология
В центре внимания психологов – когнитивистов – познавательные процессы. Одной из причин появления когнитивной психологии явилось широкое распространение компьютерной техники . Основатель когнитивной психологии – У. Найссер полагал, что с помощью компьюторной техники стал возможен микроструктурный анализ психических процессов .Человек понимался как как своего рода компьютер, занятый получением, переработкой , хранением и использованием информации. Ощущения. Восприятие. Память. Внимание. Мышление. Воображение.
-
6.Психика человека, ее общественно-историческая и деятельностнаясущность. Советская психология
Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л.С. Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др.) как о специфически человеческих формах психики и сформулировал закон их развития: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая» . Иначе говоря, индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид усваивает их, «переносит» внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей –интериоризация. Психика
-
«Психика– свойство высокоорганизованной материи – мозга отражать объективный мир в субъективных образах» - Современная психология. Справочное руководство.– ИП РАН.,М.,1999.
Советская психология представляла собой развитую и сложную систему научных представлений о психическом .Внутри нее существовали свои направления и научные школы, различия в научных школах касаются принципиальных вопросов понимания предмета и методов психологии. Советская психология имела единую философско- методологическую и мировоззренческую основу - марксизм. Она строилась начиная с 20-х годов прошлого века, ее видные представители: Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев , А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.В. Тихомиров, В.П. Зинченко, А.В. Петровский М. Г.Ярошевский, и др. Существо понимания человека сводилось к утверждению общественно – исторической и социальной сущности человека и к обоснованию деятельностного опосредствования его существования.
-
Возрастная психология- отрасль психологического знания (1)
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. ( В.С. Мухина, 1999) Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого –дарвиниста Вильгельма Прейера « Душа ребенка» . В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына , обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Детская психология – учение о периодах детского развития , их смене и переходах от одного возраста к другому . Поэтому вслед за Л.С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская, возрастная психология ( Л.Ф.Обухова, 1995). 3
-
Возрастная психология – отрасль психологического знания (2)
«Развитому человеку очень трудно вообразить себя в положении ребенка, который еще не имеет никаких опытов или разве только смутные. Каждый опыт, после того, как ребенку удается пройти первую эпоху роста, оставляет в мозгу органическое изменение, подобно рубцу. Поэтому состояние чуствизма у новорожденного еще не затронутое индивидуальными впечатлениями и помеченное лишь менее выдающимися отпечатками опытов минувших поколений, нелегко представить себе, не прибегнув к содействию фантазии. Душевное состояние каждого человека есть до такой степени продукт всего им пережитого, что он совсем не может себя представить без своего прошлого» (Б. Прейер. Душа ребенка.– СПБ.,1891.–С.198)
-
Резюме:
Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии позволяет сделать выводы: 1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д. 2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления. 3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники. 4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.
-
Приложение 1ТЕЗАУРУС
Феномен – философская категория , служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (« непосредственном») опыте. «Ноумен» - категория, обозначающая сущность вещи, которая хотя и проявляется в в феноменах, но и не сводима к ним, познается иным – опосредованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления. Психология. Явления сознания. Внутренний мир человека. Сознание .Бессознательное. Интроспекция ( самонаблюдение). Поведение. Гештальт. Психика. Познавательные процессы. Самоактуализирующаяся личность. Личность. Индивидуальность. Возрастная психология .
-
Приложение 2.Направления психологии – предмет исследования
-
Рекомендуемая литература:
Основная Введение в психологию/под общей ред.А.В.Петровского.–Москва:Издательский центр «Академия», 1996.–1996.—496с. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. Общая психология: в 7т./Под ред. Б.С. Братуся. Том 1.Соколова Е.Е. Введение в психологию: учебник для студентов высш.уч.заведений. – 3-е изд.,стер. –М.:Издательский центр «Академия»,2008. –352с. ____ 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М: Академия, 2012. 5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. для вузов Высшее образование, 2009. 6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.:Тривола,1995. –360с. 7.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с. Гл. 1. 8.Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. 9.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2005. ____ 10.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Ред. и сост. Г.В. Бурменская.—М.: Институт практической психологии,1996.—264с. 11. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Учебное пособие/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.–М.: Издательский центр « Академия», 1999.–320с. 12. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов. Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна.—Изд.2-е,дополненное.М.: Институт практической психологии,1996.–304с. Дополнительная : 13.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.–М.: Академический проспект,2001.–704С. 14. СлободчиковВ.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ву- зов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с 15.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.