Содержание
-
Культура и быт России в XIV – XVI веках
по учебнику А.Н. Сахарова «История России. С древнейших времен до конца 17 века»
-
План
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках Летописи и другие исторические сочинения Жития, сказания и «хождение» Грамотность и книгопечатание Архитектура Живопись Фольклор Быт
-
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках
Период культурного возрождения Руси Создание единой самобытной русской культуры Расширение культурных контактов России
-
Техника письма
В XIV в. изменяется техника письма: на смену уставу приходит полуустав. В XV веке в России начинает активно использоваться бумага. Количество документов стремительно увеличивается и выводить каждую букву становится сложно, вместо полуустава появляется скоропись.
-
Летописи и другие исторические сочинения
Летописание – изложение исторических событий в хронологической последовательности
-
Основа – Повесть временных лет «Русский хронограф» – сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории Наиболее известные летописи ХIV-XVI вв.: Лаврентьевская (датирована 1377 г.) Троицкая (1408 г.) Новгородские летописи Никоновская летопись (XVI в.) Лицевой свод (2 пол. XVI в.)
-
«Степенная книга» ( династия Рюриковичей) «Казанская история» ( взятие Казани 1552г. ) «Повесть о молодинском сражении» ( победа над крымским ханом 1572г.) «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» (героическая оборона города) идеи самодержавной власти
-
Жанр публицистика «Челобитные Ивану Грозному», Иван Пересветов Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным Полемика иосифлян и нестяжателей: - Сочинения Иосифа Волоцкого, направленные против еретиков; - Произведения Вассиана Патрикеева («Прение с Иосифом Волоцким») и Максима Грека («Стязание о известном иноческом жительстве»)
-
Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному: «Зачем, царь … на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и в чародействе, и в ином непотребстве (…) Или ты, царь, мнишь, что бессмертен…»
-
Из ответа Ивана Грозного: «Никого мы из своей земли не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные… получили наказание по своей вине… А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить…»
-
Жития, сказания и «хождение»
Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях «Житие святого Александра Невского» «Житие Сергия Радонежского»
-
Сказаниия– истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны Поэма «Задонщина», СафонийРязанец «Сказание о Мамаевом побоище» Хождения – сочинения о дальних путешествиях «Хождение за три моря», Афанасий Никитин (1466-1472)
-
Грамотность и книгопечатание
Первая русская грамматика – Максим Грек 1564г. – создание книгопечатного станка в России Иваном Федоровым (первая напечатанная русская книга – «Апостол») Первый русский «Букварь»
-
Сборники для повседневного чтения «Четьи Минеи», митрополит Макарий (то же, что и четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи») Сборник правил поведения «Домострой» священикаСильвестра (1530- 42гг.)
-
В конце ХIII в. возрождается монументальное строительство в Твери, а в 20-е годы ХIV в. начинается строительство каменных храмов в Москве. В ХIV в. были в Москве были построены: Церковь Иоанна Лествичника (1329г.) Церковь Спаса на Бору (1330г.) Деревянный Кремль (1339-40гг.) Собор Чудова монастыря (1365г.) Первый каменный Кремль (1367г.)
-
Архитектура
В конце ХV в. завершается процесс централизации русского государства под главенством Москвы. В Московском Кремле начинается обширная перестройка. Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти, 1475-79гг.) Архангельский собор (1505-1508 гг. итальянский архитектор АлевизФрязин (Новый) Грановитая палата (1487-91 гг. Марко Руфо и Антонио Солари) Благовещенский собор (1484-89г. )
-
В 1485-95 гг. были сооружены новые кремлевские стены и башни: под руководством Марко Руфо – Спасская башня, Соборная башня – Антонио Солари и Марко Руфо.
-
В XVI в. появляется в архитектуре новый стиль – шатровый, при строительстве шатровых храмов заимствовались элементы из деревянного зодчества: восьмигранная башня, увенчанная шатром, очертания нижележащего объема и терраса, окружающая сооружение. В 1532 г. была построена церковь в селе Коломенское . В 1555-61 гг. архитекторы Барма и Постник возвели в Кремле Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).
-
Живопись
Иконопись Фрески Книжные миниатюры С XIV в. прослеживается обособление ряда живописных школ (новгородской, псковской, тверской, московской). Самыми известными мастерами живописи в этот период были Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
-
Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.). Перед приездом на Русь работал в Кафе (Феодосия). Первая его известная работа на Руси – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378г.). Для манеры Феофана характерны напряженность образов, сдержанный колорит, световые блики. Феофан Грек, «Успение богоматери», XIV век
-
Работал Феофан Грек и в Москве: делал роспись церкви Рождества Богородицы (1395г.) и работал в Архангельском соборе (1399г.) вместе с Симеоном Черным; вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца работал в Благовещенском соборе (1405 г.) . Приписывают ему и «Донскую икону Божьей матери».
-
Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, работал над фресками и иконами Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублева – икона Троица из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. По монастырскому преданию икону Андрею Рублеву заказал игумен Никон, ученик Сергия Радонежского. Сюжет иконы – библейское сказание о явлении патриарху Аврааму трех ангелов.
-
Фольклор
-
Быт
-
В XIV - XVI вв. Москва утверждается в качестве единого центра Руси, наследницей духовной культуры Северо-Восточной Руси, развивавшей идеи единства и сильной княжеской власти. Формируется Московское государство с единой общерусской культурой, утверждающей идеи православия и укрепления самодержавия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.