Содержание
-
Тема 3. Упадок и возрождение русской культуры. Культура Московского государства
-
Вопросы:
- Упадок русской культуры после монголо-татарского нашествия (XIII-XIV вв.).
- Потери культурные, экономические, нравственные. Влияние Востока на русскую культуру.
- Начало возрождения русской культуры в первой половине XIV в.
- Восстановление экономики. Возрождение каменного строительства в Новгороде. Противостояние Москвы и Твери. Иван Калита и главенство Москвы в Северо-Восточной Руси. Сергий Радонежский.
- Культура Московского княжества второй половины XIV в.
- Куликовская битва и подъем патриотизма. Золотой век иконописи (Феофан Грек. Андрей Рублев).
- Культура единого русского государства (XV-XVI вв. ).
- Иван III. Новые символы Московской Руси. Культурные связи с Европой и Востоком. Ереси: идейная борьба в обществе. Архитектурный ансамбль Московского Кремля.
-
Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв.
I этап – XIII-XV века
- Основная идея – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель
II этап – XVI век
- Основная идея – укрепление государства, единство и централизация
-
Упадок русской культуры после монголо-татарского нашествия (XIII-XIV вв.).
Из 74 городов Руси – 49 разрушено, 14 – навсегда исчезли, 15 – превратились в села.
Утрата многих ремесел и сокращение объемов торговли.
Упадок культуры.
- Русь попала в зависимость от Золотой Орды.
- Сокращение численности населения.
- Усиление изоляции Руси от Западной Европы.
- Гибель большинства князей.
-
Влияние Востока на русскую культуру. Золотая Орда
-
Города Золотой Орды
В Золотой Орде было несколько десятков городов различной величины. Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили, например, западноевропейские. Для сравнения: Рим в XIII веке имел 35 тысяч жителей, Париж в XIV веке – 58 тысяч, Сарай, столица Золотой Орды, в том же XIV столетии насчитывал более 100 тысяч населения.
-
Начало возрождения русской культуры в первой половине XIV в.
- Московский Кремль начала XIV в. при Иване Калите
- Московский Кремль конца XIV в. при Дмитрии Донском
-
Сергий Радонежский
-
Культура Московского княжества второй половины XIV в.
Дмитрий Донской
-
Куликовская битва 1380 г.
-
Куликовская битва 1380 г.
-
Золотой век иконописи Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)
- Успение Богородицы. 1392 г.
- Родом из Византии.
- Работал в Константинополе,
- Новгороде (церковь Спаса на Ильине улице), Москве (Благовещенский и Архангельский соборы в Московском Кремле).
- Эмоциональность. Драматизм.
- Сдержанный, аскетичный колорит
-
Золотой век иконописи Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)
- Троица. 1410-1420-е гг.
- Икона Христа. 1410-1415 гг.
- Монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря.
- Фрески Благовещенского собора
- Московского Кремля, Успенского собора во Владимире.
- Мягкость. Человечность.
- Более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека.
-
Золотой век иконописи Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.)
- Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.
- Митрополит Петр. 1481 г.
- Монах Иосифо-Волоколамского монастыря.
- Фрески и иконы Успенского собора Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы
- Ферапонтова монастыря.
- Утонченность. Изысканность.
- Праздничность. Нарядность.
- Нежные тона.
-
Культура единого русского государства (XV-XVI вв. ).
Иван III
-
Ереси: Идейная борьба
Ереси
- Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
- Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства
- Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
- Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и Святую Троицу
- Иосифляне (Иосиф Волоцкий):
- Церковь должна быть богатой, владеть земельной собственностью
- Нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев)
- Отказ от церковного и монастырского имущества XV-XVI века
- Филофей (I пол. XVI в.)
- «Москва – третий Рим»
-
Фольклор
Сказания:
- О битве на реке Калке
- О разорении Рязани Батыем
- О Куликовской битве
осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
- о Василии Буслаеве
- о Садко
- Исторические песни (о реальных событиях):
- «Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)
- Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни:
- Песни о взятии Казани
- Песни о Ермаке
- XIV-XV века
- XVI век
-
Просвещение
Школы при церквях
- Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и библиотеки)
- Бумага с XIV века С XV века полуустав и скоропись
- Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
- Первая типография – 1553 г.
- 1563 г. – типография на Никольской улице
- Ивана Федорова и Петра Мстиславца
- «Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)
-
Литература в XIV-XV вв.
Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись)
Воинские повести
- «Задонщина» (конец XIV в.)
- «Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)
Хождения
- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)
- Жития святых
- Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
- Пермского и др.
-
Литература в XVI в.
Летописи
- Никоновский летописный свод
- Лицевой свод (16 000 миниатюр)
- Степенная книга
- Хронограф (+всемирная история)
- Воинские повести
- «Казанская история»
- «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»
- Жития святых
- «Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный митрополитом Макарием)
- «Домострой» Сильвестра (свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства)
- Публицистика
- Челобитные Ивана Пересветова
- Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
-
Архитектура Московского Кремля
- Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.)
- Московский Кремль при Иване III (конец XV – начало XVI вв.)
- 1530-е годы – Китай-город
- Кон. XVI в. – Белый город
-
АрхитектураАнсамбль Соборной площади Московского Кремля
- Успенский собор (1475-1479)
- Аристотель
- Фиорованти
- Благовещенский собор (1484-1489)
- Псковские мастера
- Архангельский собор (1505-1508)
- Алевиз Фрязин Новый
- Колокольня
- Ивана Великого (1505-1508)
- Бон Фрязин
- Достроена в 1660 г.
- Грановитая палата (1487-1491)
- Марк Фрязин
- Пьетро Антонио
- Солари
-
Московский Кремль. Общий вид
-
Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1475-1479
-
Архангельский обор Московского Кремля. Арх. Алевз Новый. 1505-1509
-
Благовещенский собор Московского Кремля. 1484-1489, 1562-1564
-
Грановитая палата. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. 1487-1491
-
Грановитая палата. Красное крыльцо
-
Святые сени Грановитой палаты. 1487 г.
-
Грановитая палата. Внутренний вид
-
Колокольня Ивана Великого и звонница. Арх. Бон Фрязин, Петрок Малый и др. 1508, 1532-1543, 1600,
1624.
-
Шатровый тип зодчества РусиXVI-XVIIвв.
- Основа – деревянное строительство (четырехгранник-клеть)
- Основное отличие: четверик и на него сооружается вместо барабана восьмигранный сруб или той же конструкции каменный восьмерик.
- Устремленная ввысь конструкция заканчивается конусообразным шатровым куполом
- Цель - увеличить вместимость бесстолпных строений, центр тяжести которого опирается на стены и фундамент
- Особый вид – столпообразность
- Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы)
- Шатёр на четверике без восьмерика
- Восьмигранный храм без четверика
- Композиция из нескольких шатровых приделов
-
-
Церковь Вознесения в Коломне
-
Собор Покрова-на-рву. 1555-61 гг.
-
- Собор Василия Блаженного (на гравюре XVI века)
- Собор Василия Блаженного (наши дни)
-
План Покрова-на-рву
-
Купола храма Покрова-на-рву
-
Многоярусное шатровое строение
-
Одигидрия в Вязьме
-
Церковь Ильи Пророка в Ярославле.1647-1650 гг.
-
Храм Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве
-
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Москва. Медведково.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.