Презентация на тему "КУЛЬТУРА РОССИИ xvi века"

Презентация: КУЛЬТУРА РОССИИ xvi века
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "КУЛЬТУРА РОССИИ xvi века", состоящую из 25 слайдов. Размер файла 4.35 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: КУЛЬТУРА РОССИИ xvi века
    Слайд 1

    КУЛЬТУРА РОССИИ XVI века

  • Слайд 2

    Ремесло:оружейное дело

    Пушечный двор в Москве, существует с 1475 г. в районе Лубянской площади (Пушечная ул.). Включал плавильные печи, кузницы, литейные амбары. Мастер Андрей Чохов, Царь-пушка, 1586 г. (калибр 35 д, масса 40 т, украшена рельефами, бронза, ядро 800 кг)

  • Слайд 3

    Оружейная палата

    Упоминается с 1547 г. как хранилище оружия, а также мастерские по производству оружия и драгоценных изделий.

  • Слайд 4

    Книгопечатание

    1563 г. типография Ивана Федорова, первые книги «Апостол» и «Часословец»

  • Слайд 5

    Публицистика

    Теория «Москва – третий Рим», старец Филофей Рационалистические ереси: Феодосий Косой отрицал церковь, её иерархию, догматы, обряды, феодальное господство и подчинение, выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых». Считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Матвей Башкин, отвергал Троицу, божественное происхождение Христа, иконы.

  • Слайд 6

    Иван Пересветов

    Иван Пересветов – выразитель идеологии дворянства. Выходец из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. Воин-наемник, послуживший «трем королям» В конце 1538 года через Молдавию выехал на Русь. В конце 1549 года Пересветов передал свои сочинения («две книжки») Ивану Грозному. Написаны от имени «Петра, молдавского воеводы». В «Сказании о Магомет Султане» показал идеальное государство с твердой самодержавной властью.

  • Слайд 7

    Идеи Пересветова: Твердая вертикаль власти во главе с самодержцем Судебная реформа: суд должен быть справедливым, судьи – назначаться сверху и сверху оплачиваться, пошлина в казну («не веру любит Бог, правду», «коли правды нет, ничего нет») Увеличить армию, дав свободу «похолопленным» воинам, установив для них оплату Продвижение по службе по заслугам, а не по родству Создание царской охраны на подобие турецких янычар Необходимость взятия Казани Отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов

  • Слайд 8

    Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским

    Велась в течение нескольких лет, с 1564 г. (бегство Курбского в Литву) Позиция Курбского: сословно-представительная монархия Позиция Грозного: самодержство, все подданные – государевы холопы. Письмо Курбского: Царю, Богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же – за грехи наши – ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое. Ответ Грозного: Мы же хвалим за премногую милость, произшедшую на нас, еже не попусти доселе десницы пашей единоплеменною кровиюобагритися, понеже не восхитихом ни под ким же царства, но божиим изволением и прародителей и родителей своих благословением, яко же родихомся во царствии, тако и возрастохомивоцарихомся божиим велением, и родителей своих благословением свое взяхом, а не чюжоевосхитихом. Сего православнаго истинного христианского самодержства, многими владычествывладеющаго, повеление, наш же христианский смиренный ответ бывшему прежде православнагоистиннаго христианства и нашего содержания боярину и советнику воеводе… Почто, о княже, ащемнишися благочестие имети, единородную свою душу отверглеси? Что даси измену на ней в день страшнаго суда? Аще и весь мир приобрящеши, последи смерть всяко восхитит тя...

  • Слайд 9

    Литература

    Сохраняется летописание: «Летописец начала царства», доказательства необходимости самодержавия Николаевская летопись, 16 тысяч миниатюр Степная книга, портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV Хронографы – изложение событий мировой истории

  • Слайд 10

    «Повесть о Вавилонском царстве» «Повесть о начале Москвы» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» ЕрмалаяЕразма Житийная литература: «Житие митрополита Филарета», Великие «Четьи-минеи» (12 томов, собрание житийных и религиозных текстов, составлены митрополитом Макарием)

  • Слайд 11

    Домострой

    Написана протопопом Сильвестром, затрагивала все стороны жизни: О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).

  • Слайд 12

    Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня

  • Слайд 13

    Архитектура

    Городское строительство: Китай- город (китай-городская стена) в Москве 1538 г. к угловым башням Московского Кремля пристроена стена Архитектор Петрок Малой Фрязин Длина 2 567 м , 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века - Варварские) Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Происхождение названия: 1)происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений; 2) kita произошло от слова сitta, полностью cittadelle (итал.) — цитадель, укрепление, т. к. строительством стены занимался итальянец Петрок Малой

  • Слайд 14

    Белый город в Москве Построен в 90-е годы XVI в., архитектор Федор Конь. Ныне – Бульварное кольцо. Примером может послужить Смоленский Кремль

  • Слайд 15

    Скородо́м  (Деревя́нныйго́род, Земляной город) . Построен в 1592 - 1593 гг. Возведение стен началось через год после набега на Москву крымского хана Казы-Гирея.

  • Слайд 16

    Тульский Кремль

    1514 – 1520, вид правильного прямоугольника с девятью башнями. Стены возвышаются на белокаменном цоколе и завершаются двурогими зубцами в виде ласточкиного хвоста. В высота стен около 10 метров, толщина 2.8 — 3.2 метра. Вдоль стен на высоте 6.5 метров боевой ход. Протяженность стен составляет 1066.5 метра. В кремле имеется 9 башен, 4 из них являются проездными.

  • Слайд 17

    Особенности архитектуры

    Новый тип храма - шатровый, не использовались опоры, внутри – единое пространство, увенчанное шатром. Шатровые кровли, своды, навесы, выполненные из древесины, стали появляться на Руси повсюду – над воротами, над крестьянскими избами и т.д. Использование наравне с белым камнем и красного кирпича. Использование металлических креплений при строительстве (вместо деревянных). Пример: Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями.

  • Слайд 18

    Колокольня Ивана Великого

    Церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля . В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен. Архитектор Бон Фрязин, 1505 – 1508. В 1532 – 43 ггПетрок Малый пристроил с левой стороны церкви звонницу с храмом Вознесения Господня. В 1600 г. архитектор Федор Конь к двум ярусам колокольни построил еще один, высота – 81 м, самое высокое здание Москвы до к. XVIII века. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни.

  • Слайд 19

    Архангельский собор Московского Кремля

    1505 – 1508, архитектор Алевиз Новый. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В соборе находятся фрески XV – XVI в, деревянный иконостас с иконами XVII – XIX вв. Усыпальница московских правителей, князей и царей (до Петра I).

  • Слайд 20

    Церковь Вознесения в Коломенском

    1528 – 1532, архитектор Петр Фрязин (Петрок Малый), первый шатровый храм в России. Построена в честь рождения Ивана IV. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Храм внесен в список памятников культурного наследия Юнеско.

  • Слайд 21

    Храм Покрова на рву

    Собор Василия Блаженного. Архитекторы – Барма и Постник Яковлев, 1555 – 1561 Вокруг центрального храма – восемь отдельных храмов, соединены между собой, ни один купол не повторяется. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов): Покрова Богородицы (центр), Св. Троицы (восток), Входа Господня в Иерусалим (запад), Григория Армянского (северо-запад), Александра Свирского (юго-восток), ВарлаамаХутынского (юго-запад), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток), Николая Чудотворца Великорецкого (юг), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север). Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней. Здание Храма Василия Блаженного возводилось из кирпича, нового в ту пору материала. Фундамент и цоколь храма, как и некоторые декоративные элементы, выполнили из более традиционного материала — белого камня. В XVII в. был окрашен. Внесен в список памятников архитектурного наследия ЮНЕСКО.

  • Слайд 22

    Смоленский собор Новодевичьего монастыря, 1524 – 1525, Алевиз Новый. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, 1559 – 1585.

  • Слайд 23

    Гражданское строительство

    Александровская слобода Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины с 1564 – 1581. К 11 декабря 1513 г. здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского кремля. Среди построек дворца – дворец царя, где сохранились покои Ивана Грозного Опричный двор

  • Слайд 24

    Строительство в других городах

    Псков, Покровская башня собор Успенского монастыря в Свияжске работы псковских мастеров

  • Слайд 25

    Изобразительное искусство

    ДИОНИ́СИЙ (2-я пол. 15 — нач. 16 вв.) — живописец; монументалист, иконописец. Предст.витель московской школы живописи. Писал фрески и иконы. Наиболее известны в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502—03). Творчеству Дионисия присуще глубокое философское осмысление мироздания, монументальность художественных решений, изысканная декоративность, виртуозное владение иконописной техникой.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке