Презентация на тему "Культура России периода образования централизованного государства"

Презентация: Культура России периода образования централизованного государства
Включить эффекты
1 из 49
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Оформление
Совершенно не читаема. Слишком много информации на одном слайде и белыми буквами. А в целом по информативности все хорошо.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (10.23 Мб). Тема: "Культура России периода образования централизованного государства". Содержит 49 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    49
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культура России периода образования централизованного государства
    Слайд 1

    Культура России периода образования централизованного государства

    (XVI в.)

  • Слайд 2

    Общественно-политическая мысль

    Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и философской сфер; 1520-1530-е гг. епископ Филофей в «Послании на звездочетцев» изложил концепцию «Москва – третий Рим»; Задача – показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц; Москва – последний оплот истинного христианства, возвысившаяся вместо Рима и Константинополя, которые были низвергнуты богом за грехи и отступничество; Теория служила утверждению независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия русского государства с монархиями Европы;

  • Слайд 3

    Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (проблема политического устройства и путей развития России; обвиняя царя в деспотизме князь Курбский выступает за создание государства , в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление , координируя действия с духовными и земскими соборами); Иван Пересветовв 40-х – 50-х гг. XVI в. написал несколько произведений , в которых резкой критике подверглись боре, опутавшие царя лестью и пренебрегающие службой, свои мыли он излагает в аллегорической форме («Сказание о Магомет-Салтане»);

  • Слайд 4

    Религиозные споры – противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: обличение корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства; Максим Грек (Михаил Треволис) (1470-1556 гг.) – выходец из знатного греческого рода, долго жил в Северной Италии, потом переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. по приглашению Василия III пребывает в Москву => келья в Чудовом монастыре становится «литературным клубом»; Наследие М. Грека очень обширно: переводы, богословские труды, философские произведения; наиболее значительно произведение Толковая Псалтырь (151 псалом Максим снабдил символическими интерпретациями); Россия представлена в образе плачущей вдовы, облаченной в черные одежды; «Главы поучительны начальствующему правоверно» (1548 г.);

  • Слайд 5

    Литература

    Составление Великих Четьих-Миней митрополитом Макарием в 12-ти книгах (большой сборник религиозной литературы; Развитие летописания: Никоновская летопись; составление Лицевого свода на основе Никоновской летописи (10 томов) сведения по русской и мировой истории; Русский хронограф (рубеж XV-XVI вв.) – всемирная история); Степенная книга (история русского государства изложена по поколениям (степеням) их было 17: от Владимира I до Ивана IV; Особенность литературы – интерес к биографиям исторических личностей; «Казанская история» (о взятии Казани Иваном IV); «Домострой» – сер. XVI в. Сильвестр;

  • Слайд 6

    Развитие книгопечатания

    1533 г. – первая Типография (анонимная, так как на изданиях не указано ни имя, ни время печати); 1564 г. – первая печатная книга «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец; Первый русский букварь с грамматикой (отпечатан во Львове); Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки;

  • Слайд 7

    Архитектура

    В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство; В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предшествующий период; Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль храмов Московского Кремля; В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля;

  • Слайд 8

    Софийский собор в Вологде

  • Слайд 9

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

  • Слайд 10

    Собор Смоленской иконы Богородицы, Новодевичий монастырь

  • Слайд 11

    Архитектура

    Возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой; В основу новой архитектурной концепции был положен шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды; Подчеркнутая вертикальная устремленность, мистическая идея вознесения; 1532 г. церковь Вознесения в селе Коломенском (храм построен по типу деревянных храмов);

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1533-1554 гг.)

  • Слайд 14

    Это другой тип храма – столпообразный; Объем церкви Иоанна Предтечи – пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями; средний – самый большой – завершается мощным барабаном => воздействие деревянной архитектуры.

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль, 1570 г.

  • Слайд 17

    Церковь митрополита Петра в Переяславле, кон. XVI в.

  • Слайд 18

    Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) 1560 г., арх. Барма и Постник. Идея шатрового храма; Шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами; Богатое декоративной убранство, «храм построен скорее для украшения, чем для молитвы»; Луковичные главы появились в конце XVI в., роспись храма, сохранившаяся до наших дней, исполнена в XVII-XVIII вв.

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Архитектура

    В годуновское время строятся храмы разнообразные по конструкции: Пятиглавые (церковь в селе Вязмы, 1598-1599 гг.); Бесстолпные (церковь в селе Хорошево, до 1598 г.); Шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском, 1603 г.); 1583 г. – Приказ каменных дел (руководство государственным строительством);

  • Слайд 22

    Храм Живоначальной Троицы в с. Хорошево

  • Слайд 23

    Спасо-Преображенская церковь в с. Большие Вязьмы

  • Слайд 24

    Церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском

  • Слайд 25

    Архитектура

    Расцвет крепостного зодчества; Это регулярные, геометрически правильные фортификации; Крепость определяет и планировку города; Монастыри укреплялись также как и крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в Москве, так и на подступах к ней.

  • Слайд 26

    Новодевичий монастырь

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Кирилло-Белозерский монастырь

  • Слайд 29

    Соловецкий монастырь

  • Слайд 30

    Изобразительное искусство

    Развитие определялось процессом создания централизованного государства; Задача – прославление государственной мощи; Расширяется идейное содержание искусства, но и усиливается регламентация сюжетов и иконографических схем => отвлеченный официальный характер и холодность произведений искусства; Усиливается декоративность, усложненность, «многоречивость» композиций; придворный церемониал достигает невиданного великолепия;

  • Слайд 31

    Частое обращение к историческому жанру; В искусство приникают легендарно-исторические сюжеты, жанровые элементы, реалии быта; Тяготение к сложным богословским сюжетам, отвлеченному толкованию церковных догматов => иконы «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» – композиционная стройность, «многолюдные изображения», композиции перегружены символами и аллегориями;

  • Слайд 32

    «Видение Евлогия»

  • Слайд 33

    Видение Иоанна Лествичника

  • Слайд 34

    Лестница Иоанна Лествичника

  • Слайд 35

    Притча о слепце и хромце

  • Слайд 36

    «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»)

    Прославление Ивана Грозного и его деяний; Прославление победы над Казанским ханством; В сущности это уже не икона, а скорее картина со сложным символико-героическим сюжетом; Украшала покои Ивана IV; Икона рассчитана на длительное разглядывание; Основная идея – учение о власти русского царя, данной и освященной богом, который предопределяет победу царя над врагом и осеняет своим благословением столицу русского государства – Москву;

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Справа показана пылающая Казань («град нечестивых»); Благословляемая Богоматерью с младенцем, тремя дорогами направляется к Москве («горнему Иерусалиму») многочисленное пешее и конное войско (оно же и «воинство небесного царя»); Прямо за архангелом Михаилом скачет с алым знаменем юный Иван Грозный; среди войска и византийский император Константин, русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие; Полноводная река символизирует «третий Рим» – Москву, она противопоставлена иссякшему источнику – «второму Риму», Византии.

  • Слайд 41

    Изобразительное искусство

    Икона обязательно обложена серебряным басменным или чеканным окладом; Используется необычайно много сцен из Апокалипсиса; В росписях часто воплощается тема преемственности власти; В языке росписи появляется подробная повествовательность сложных дидактических композиций, заданное изображение «предков» московских князей, начиная с византийских императоров; Письмо Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-1552 гг.) с историческими сюжетами, сценами средневековой космогонии и изображениями времен года;

  • Слайд 42

    Стоглавый собор 1551 г. установил за образец иконного писания творчество Андрея Рублева и Дионисия; Расширяется тематика живописных произведений: в композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены => живопись на службе у идеологии; Мастера предпочитают более темный колорит: вместо светлых или золотых фонов начинают использоваться темно-оливковые (празелень), темно-вишневый, серо-зеленый, черный цвет, глухие охры (от желто-коричневой до темно-коричневой); лики пишутся темными охрами по плотному темно-зеленому санкирю; холодные, голубоватые пробела, акценты алой киновари создают ощущение внутреннего напряжения;

  • Слайд 43

    Святой Иоанн Предтеча из Махрищского монастыря

  • Слайд 44

    Фрески Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске (1561 г.)

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле

  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Софийский собор в Вологде

  • Слайд 49
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке