Содержание
-
Культура России периода образования централизованного государства
(XVI в.)
-
Общественно-политическая мысль
Характерная черта – неразрывное единство общественно-политической, религиозной и философской сфер; 1520-1530-е гг. епископ Филофей в «Послании на звездочетцев» изложил концепцию «Москва – третий Рим»; Задача – показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц; Москва – последний оплот истинного христианства, возвысившаяся вместо Рима и Константинополя, которые были низвергнуты богом за грехи и отступничество; Теория служила утверждению независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия русского государства с монархиями Европы;
-
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (проблема политического устройства и путей развития России; обвиняя царя в деспотизме князь Курбский выступает за создание государства , в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление , координируя действия с духовными и земскими соборами); Иван Пересветовв 40-х – 50-х гг. XVI в. написал несколько произведений , в которых резкой критике подверглись боре, опутавшие царя лестью и пренебрегающие службой, свои мыли он излагает в аллегорической форме («Сказание о Магомет-Салтане»);
-
Религиозные споры – противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: обличение корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства; Максим Грек (Михаил Треволис) (1470-1556 гг.) – выходец из знатного греческого рода, долго жил в Северной Италии, потом переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. по приглашению Василия III пребывает в Москву => келья в Чудовом монастыре становится «литературным клубом»; Наследие М. Грека очень обширно: переводы, богословские труды, философские произведения; наиболее значительно произведение Толковая Псалтырь (151 псалом Максим снабдил символическими интерпретациями); Россия представлена в образе плачущей вдовы, облаченной в черные одежды; «Главы поучительны начальствующему правоверно» (1548 г.);
-
Литература
Составление Великих Четьих-Миней митрополитом Макарием в 12-ти книгах (большой сборник религиозной литературы; Развитие летописания: Никоновская летопись; составление Лицевого свода на основе Никоновской летописи (10 томов) сведения по русской и мировой истории; Русский хронограф (рубеж XV-XVI вв.) – всемирная история); Степенная книга (история русского государства изложена по поколениям (степеням) их было 17: от Владимира I до Ивана IV; Особенность литературы – интерес к биографиям исторических личностей; «Казанская история» (о взятии Казани Иваном IV); «Домострой» – сер. XVI в. Сильвестр;
-
Развитие книгопечатания
1533 г. – первая Типография (анонимная, так как на изданиях не указано ни имя, ни время печати); 1564 г. – первая печатная книга «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец; Первый русский букварь с грамматикой (отпечатан во Львове); Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки;
-
Архитектура
В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство; В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предшествующий период; Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль храмов Московского Кремля; В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля;
-
Софийский собор в Вологде
-
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
-
Собор Смоленской иконы Богородицы, Новодевичий монастырь
-
Архитектура
Возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой; В основу новой архитектурной концепции был положен шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды; Подчеркнутая вертикальная устремленность, мистическая идея вознесения; 1532 г. церковь Вознесения в селе Коломенском (храм построен по типу деревянных храмов);
-
-
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1533-1554 гг.)
-
Это другой тип храма – столпообразный; Объем церкви Иоанна Предтечи – пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями; средний – самый большой – завершается мощным барабаном => воздействие деревянной архитектуры.
-
-
Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль, 1570 г.
-
Церковь митрополита Петра в Переяславле, кон. XVI в.
-
Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) 1560 г., арх. Барма и Постник. Идея шатрового храма; Шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами; Богатое декоративной убранство, «храм построен скорее для украшения, чем для молитвы»; Луковичные главы появились в конце XVI в., роспись храма, сохранившаяся до наших дней, исполнена в XVII-XVIII вв.
-
-
-
Архитектура
В годуновское время строятся храмы разнообразные по конструкции: Пятиглавые (церковь в селе Вязмы, 1598-1599 гг.); Бесстолпные (церковь в селе Хорошево, до 1598 г.); Шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском, 1603 г.); 1583 г. – Приказ каменных дел (руководство государственным строительством);
-
Храм Живоначальной Троицы в с. Хорошево
-
Спасо-Преображенская церковь в с. Большие Вязьмы
-
Церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском
-
Архитектура
Расцвет крепостного зодчества; Это регулярные, геометрически правильные фортификации; Крепость определяет и планировку города; Монастыри укреплялись также как и крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в Москве, так и на подступах к ней.
-
Новодевичий монастырь
-
-
Кирилло-Белозерский монастырь
-
Соловецкий монастырь
-
Изобразительное искусство
Развитие определялось процессом создания централизованного государства; Задача – прославление государственной мощи; Расширяется идейное содержание искусства, но и усиливается регламентация сюжетов и иконографических схем => отвлеченный официальный характер и холодность произведений искусства; Усиливается декоративность, усложненность, «многоречивость» композиций; придворный церемониал достигает невиданного великолепия;
-
Частое обращение к историческому жанру; В искусство приникают легендарно-исторические сюжеты, жанровые элементы, реалии быта; Тяготение к сложным богословским сюжетам, отвлеченному толкованию церковных догматов => иконы «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» – композиционная стройность, «многолюдные изображения», композиции перегружены символами и аллегориями;
-
«Видение Евлогия»
-
Видение Иоанна Лествичника
-
Лестница Иоанна Лествичника
-
Притча о слепце и хромце
-
«Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»)
Прославление Ивана Грозного и его деяний; Прославление победы над Казанским ханством; В сущности это уже не икона, а скорее картина со сложным символико-героическим сюжетом; Украшала покои Ивана IV; Икона рассчитана на длительное разглядывание; Основная идея – учение о власти русского царя, данной и освященной богом, который предопределяет победу царя над врагом и осеняет своим благословением столицу русского государства – Москву;
-
-
-
-
Справа показана пылающая Казань («град нечестивых»); Благословляемая Богоматерью с младенцем, тремя дорогами направляется к Москве («горнему Иерусалиму») многочисленное пешее и конное войско (оно же и «воинство небесного царя»); Прямо за архангелом Михаилом скачет с алым знаменем юный Иван Грозный; среди войска и византийский император Константин, русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие; Полноводная река символизирует «третий Рим» – Москву, она противопоставлена иссякшему источнику – «второму Риму», Византии.
-
Изобразительное искусство
Икона обязательно обложена серебряным басменным или чеканным окладом; Используется необычайно много сцен из Апокалипсиса; В росписях часто воплощается тема преемственности власти; В языке росписи появляется подробная повествовательность сложных дидактических композиций, заданное изображение «предков» московских князей, начиная с византийских императоров; Письмо Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-1552 гг.) с историческими сюжетами, сценами средневековой космогонии и изображениями времен года;
-
Стоглавый собор 1551 г. установил за образец иконного писания творчество Андрея Рублева и Дионисия; Расширяется тематика живописных произведений: в композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены => живопись на службе у идеологии; Мастера предпочитают более темный колорит: вместо светлых или золотых фонов начинают использоваться темно-оливковые (празелень), темно-вишневый, серо-зеленый, черный цвет, глухие охры (от желто-коричневой до темно-коричневой); лики пишутся темными охрами по плотному темно-зеленому санкирю; холодные, голубоватые пробела, акценты алой киновари создают ощущение внутреннего напряжения;
-
Святой Иоанн Предтеча из Махрищского монастыря
-
Фрески Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске (1561 г.)
-
-
Фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле
-
-
Софийский собор в Вологде
-