Содержание
-
Курс: «Качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования»
Лекция 4. Метод наблюдения
-
Определение
Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
-
Из истории создания метода наблюдения. Вильгельм Тьерри Прейер – немецкий физиолог и психолог (1841-1897)
Занимался проблемами общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии, возрастной и педагогической психологии. Книга В. Прейера «Душа ребенка» стала первым систематическим изложением психофизиологических данных о душевной жизни ребенка, добытых путем длительных наблюдений и планомерных экспериментов.
-
Из истории применения в психологии метода наблюдения. Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский и французский психолог
изучал механизмы познавательной деятельности ребенка методом наблюдения; особенности детской логики; происхождение и развитие интеллекта у ребенка; способы и пути формирования фундаментальных физических и математических представлений и понятий (об объекте, пространстве, времени, причинности, случайности); развитие восприятия, памяти, воображения, игры, подражания, речи и их функций в процессе познания
-
Басов М.Я. (1892-1931) рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии
Предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Составил схему соотнесения особенностей психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) дошкольников и поведенческие моменты, в которых эти особенности проявляются. Например, утомляемость оценивалась по длительности усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости. При оценке сферы чувств выделял признаки, доступные объективной регистрации: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.
-
Пример: развитие моторной речи ребенка (Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 99)
-
Составляющие процесса наблюдения
цели, задачи, продолжительность наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, менее всего влияющего на исследуемый объект, но обеспечивающего наибольший сбор информации, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации.
-
Ведутся споры о том, что в психологической реальности может быть доступно познанию при непосредственном внешнем наблюдении
Предметом наблюдения могут выступать: поведение, эмоциональные проявления, контакты и групповые взаимодействия людей, высказываемые ими мысли и мнения, отстаиваемые ценностные предпочтения и их переживания, если есть возможность их перевода в план внешне наблюдаемых показателей.
-
Внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической (душевной) жизни человека
тело и его движения движения туловища: поза, осанка, походка; движения руки: движение, жест, действие; выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска; автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.); положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
-
Постулат непосредственности: проблема правильного и понятного другим перекодирования наблюдаемого в зафиксированные (т.е. закодированные) данные
-
Постулат «непосредственности» означает также, что принятия решений о наблюдаемом факте не требуется, в эмпирических данных и содержится знание о них. предполагается возможность непосредственной представленности психологической реальности как наблюдаемых событий в разных формах их психического отражения наблюдателем. Психика человека, осуществляющего наблюдение, рассматривается как система фиксации и кодирования психологических данных.
-
Характеристики признаков, за которыми наблюдают
Многозначность одного и того же признака, который может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств. Индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Ситуационный характер внешних проявлений.
-
Источники субъективных искажений при наблюдении
Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
-
Источники субъективных искажений при наблюдении (продолжение)
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака. (Пример: интеллект оценивается по беглости речи). Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Психолог-наблюдатель всегда отягощен какими-либо теоретическими представлениями о личности, человеке как субъекте деятельности и познания
-
Виды наблюдения (по Регуш Л.А.)
-
Виды наблюдения: систематическое и несистематическое
Несистематическое - проводится в ходе полевого исследования; в несистематическом наблюдении важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.