Презентация на тему "Метод наблюдение"

Презентация: Метод наблюдение
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Метод наблюдение". Содержит 19 слайдов. Скачать файл 0.11 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Метод наблюдение
    Слайд 1

    Наблюдение как основной метод педагогической диагностики

    Жуланова Ирина Викторовна ZM515

  • Слайд 2

    Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации.

  • Слайд 3

    Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие

    Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях. Если, например, объект исследования – учебная работа учащихся на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников возможны признаки переутомления. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

  • Слайд 4

    Педагогическая наблюдательность учителя включает два взаимосвязанных компонента: Перцептивный Эмпатийный. Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательности, требует известной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики школьников и дошкольников, т.е. «анализирующее наблюдение», которое поощрял и культивировал в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко. Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов нужно рассматривать способность к эмпатии.

  • Слайд 5

    Существенными недостатками метода наблюдения являются: длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.

  • Слайд 6

    Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Цельюнаблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

  • Слайд 7

    Принципы наблюдения

    Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения. Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов. Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

  • Слайд 8

    Наблюдение требует выяснения следующих моментов.

    На какой вопрос должно дать ответ наблюдение? В каких условиях должно проводиться наблюдение? Описано ли подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос? Соответствует ли описание фактическому поведению? Существует ли единство между различными наблюдающими при записи одного и того же поведения в соответствии с данными категориями? Пользуются ли при повторном наблюдении теми же категориями? Возможно ли повторное наблюдение поведения в сопоставимых ситуациях?

  • Слайд 9

    Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное; регулярности проведения - систематическое и случайное.

  • Слайд 10

    Контролируемое наблюдение – наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации. Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д. Включенное наблюдение – непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. В случае предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (например совместное с наблюдателем выполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.). Такой вид наблюдения полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

  • Слайд 11

    Невключенноенаблюдение – осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым. При невключенном наблюдении наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает. При включенном наблюдении он играет сопричастную социальную роль среди лиц, которых он должен наблюдать. Он принимает участие в событиях, за которыми он должен наблюдать, и воспринимается группой как участник, а не как наблюдатель. При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени для проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.). Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.

  • Слайд 12

    Выделяют стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при нестандартизованном наблюдении достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол. Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

  • Слайд 13

    Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения - та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения. При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.

  • Слайд 14

    В своей практической работе педагоги чаще всего вынуждены обращаться к нестандартизованному, включенному наблюдению. Это негативно сказывается на генерализации результатов наблюдения, однако не должно соблазнять к отказу от соблюдения методических правил. Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем». Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.

  • Слайд 15

    Схема наблюдения

    Независимо от того, какой характер носит наблюдение — поисковый или исследующий, — наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Эти единицы поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем — проще. Так, например, наблюдая за поведением вообще, исследователь тем не менее делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т. д. Если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию.

  • Слайд 16

    общие требования к записи наблюдения.

    Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: Поисковый исследующий. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только то, что происходило и каким образом (фотографическая запись). Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность. При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация). Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию.

  • Слайд 17

    При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть: качественным количественным. Шкалированиеосуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми. Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.

  • Слайд 18

    Перечисленные классификации не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды. В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается: проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей; не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации; стараться быть беспристрастным; оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.

  • Слайд 19

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке