Содержание
-
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕСУДЕБНО-ПРАВОВАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
1 Кафедра менеджмента. К.э.н., доцент Немцова Наталья Владиславовна Дежурный день - понедельник
-
2 Тема 2. Предмет, объекты и метод бухгалтерского учёта 2.1. Предмет и объекты бухгалтерского учёта 2.2. Метод бухгалтерского учёта МОДУЛЬ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
-
2.1. Предмет и объекты бухгалтерского учёта Предметомбухгалтерского учета выступает вся хозяйственная деятельность предприятия. Сущность предмета бухгалтерского учета - средства предприятий и их источники изменяются, совершая кругооборот из четырех стадий: заготовка материальных ценностей (снабжение) - приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для хозяйственных нужд, и товары для реализации; процесс производства продукции - изготавливается продукция, оказываются услуги, выполняется работа; процесс реализации продукции, услуг - осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на счет, или возникает дебиторская задолженность; процесс обращения - включает расчеты с различными контрагентами. 3
-
4 Объекты бухгалтерского учета (ст. 5, 402-ФЗ) 1) факты хозяйственной жизни; 2) имущество (активы); 3) обязательства (пассивы); 4) источники финансирования (пассивы); 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
-
Объект бухгалтерского учёта: активы 5
-
Нематериальные активы (счёт 04) Нематериальные активы - это активы, не имеющие материально-вещественной (физической) структуры, используемые свыше 12 месяцев, способные приносить организации экономические выгоды в будущем, не предназначенные для перепродажи. Порядок учёта нематериальных активов регламентирует ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов». К нематериальным активам относятся, например: - произведения науки, литературы и искусства; - программы для ЭВМ; - изобретения; - полезные модели; - селекционные достижения; - секреты производства (ноу-хау); - товарные знаки и знаки обслуживания; - деловая репутация. 6
-
Основные средства (счёт 01) Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев и стоимостью не менее 40000 руб. ПБУ 6/01 (п. 5) предусматривает, что активы стоимостью не более 40000 рублей за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и, соответственно, бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Порядок учёта основных средств изложен в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». К основным средствам относятся: - здания, - сооружения, - машины и оборудование, - приборы и устройства, - вычислительная техника, - транспортные средства, - хозяйственный инвентарь, - рабочий, продуктивный и племенной скот, - многолетние насаждения , - прочие виды. 7
-
Незавершенное строительство (счёт 07, 08) Незавершенное строительство – это затраты на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов, которые еще не введены в эксплуатацию и окончательная стоимость которых еще не сформирована; В том числе, к незавершенному строительству относятся: затраты по незаконченному капитальному строительству; стоимость оборудования, не переданного для монтажа илипереданного для монтажа, но окончательно еще не смонтированного; расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. 8
-
Доходные вложения в материальные ценности(счёт 03) К доходным вложениям в материальные ценности относятся основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (п. 5 ПБУ 6/01), т.е. основные средства, предоставляемые в аренду, лизинг, прокат (глава 34 ГК РФ). 9
-
Финансовые вложения (счёт 58) Порядок учёта финансовых вложений изложен в ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений» Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение условий: наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения; переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями. К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя); вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.
-
Запасы (счета 10, 11, 41, 43 и др.) Порядок учёта финансовых вложений изложен в ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» К бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи. 11
-
НДС по приобретённым ценностям (счет 19) Организации и ИП, признанные плательщиками НДС, при поступлении товаров, цена которых включает налог, учитывают НДС на отдельном счете 19. НДС, отраженный на 19 счете, впоследствии принимается к вычету при расчете общей суммы налога. Но сделать это возможно лишь при наличии правильно оформленных документов ― счетов-фактур. Организации и ИП, не признающиеся плательщиками НДС, 19 счет могут не использовать, а принимать к учёту стоимость приобретенных ценностей вместе с НДС. 12
-
Дебиторская задолженность (счета 62, 71, 73, 75, 76 и др.) Дебиторская задолженность – это сумма долгов (задолженности), причитающаяся организации со стороны покупателей или других дебиторов, которую организация рассчитывает получить в определенные (установленные или оговоренные) сроки. Дебиторскую задолженность составляют: Задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, или выполненные услуги. Авансы, оплаченные поставщикам и подрядчикам. Подотчетные суммы, выданные подотчетным лицам на различные нужны (например, приобретение материалов). Долги по займам и ссудам выданным, например, работникам организации.
-
Денежные средства Денежные средства представляют собой аккумулированные в денежной форме активы организации, находящиеся в ее кассе в виде наличных денег и денежных документов, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и пр. Счета для учёта денежных средств: «50» - Касса «51» - Расчётные счета «52» - Валютные счета «55» - Специальные счета в банках «57» - Переводы в пути 14
-
Объект бухгалтерского учёта: пассивы 15
-
Уставный капитал (счёт 80) 16
-
Добавочный капитал (счёт 83) Добавочный капитал создастся в результате: прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки; получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход); прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств; прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия; отражения положительной курсовой разницы по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских предприятий. Добавочныйкапитал – это часть собственного капитала организации, формирующая общую собственность учредителей организации. 17
-
Резервный капитал — размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённой прибыли, для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия. Акционерные общества обязаны формировать резервный капитал в размере не менее 5% уставного капитала («Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ), а размер ежегодных отчислений должен составлять не менее 5 % годовой чистой прибыли. Общества с ограниченной ответственностью и унитарные предприятия могут не формировать резервный капитал, но могут это сделать в соответствии с учредительными документами или учётной политикой. В ст. 30 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ говорится, что общество может создавать резервный и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. Резервный капитал используется для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов акционерам, держателям привилегированных акций при недостаточности для этих целей прибыли. Кроме того, средства резервного капитала могут быть использованы для погашения облигаций организаций и выкупа её собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для других целей. Резервный капитал (счёт 82)
-
Нераспределённая прибыль(счёт 84) Нераспределенная (аккумулированная) прибыль – это часть прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после выплаты налогов, дивидендов, штрафов и других обязательных платежей. Нераспределенная прибыль прошлых лет может быть направлена на цели, определенные уставом или собранием участников: увеличение собственного капитала; погашение прошлых убытков; выплата дивидендов; производственные цели; формирование резервного фонда, фонда специального назначения и т. д. 19
-
Долгосрочные кредиты и займы (счёт 67) Краткосрочные кредиты и займы (счёт 66) Долгосрочный кредит – источник дополнительных средств, получаемых предприятием по срокам более чем на 1 год; они предназначаются на капитальные вложения, связанные с развитием, модернизацией, рационализацией производства, а также с улучшением его организации и повышением его интенсивности. Краткосрочный кредит является источником дополнительных средств предприятия на временные нужды до 1 года. К ним относятся кредиты под запасы товарно-материальных ценностей, на временное пополнение оборотных средств, на капитальный ремонт основных средств и других обоснованных нужд. 20
-
Кредиторская задолженность Кредиторская задолженность входит в состав краткосрочных пассивов и представляет собой наиболее срочные обязательства организации. В зависимости от происхождения соответствующих обязательств, кредиторская задолженность подразделяется в бухгалтерском учёте на следующие виды: 1) задолженность перед поставщиками и подрядчиками (счёт 60); 2) задолженность по векселям коммерческим к уплате (счёт58); 3) задолженность по авансам полученным (счёт 62); 4) задолженность перед персоналом по оплате труда (счёт 70); 5) задолженность перед социальными фондами (счёт 69); 6) задолженность перед бюджетом (счёт 68); 7) задолженность прочим кредиторам (счёт 76). 21
-
22
-
Объект бухгалтерского учёта: факты хозяйственной жизни Четыре типа хозяйственных операций Исходный баланс: 23
-
1. Операции первого типа вызывают изменения только в Активе баланса. Один активный счёт увеличивается, другой активный счёт уменьшается на одну сумму. Валюта баланса не меняется. Формула: А + Х — Х = П. Пример: с расчетного счета поступили денежные средства в кассу в размере 2 000 рублей. В результате операции валюта баланса не изменилась. Статья «Расчетный счет» уменьшилась на 2 000 руб., статья «Касса» увеличилась на 2 000 руб. Баланс приобрел следующий вид. 24
-
2. Операции второго типа вызывают изменения только в Пассиве баланса. Один пассивный счёт увеличивается, другой пассивный счёт уменьшается на одну сумму. Валюта баланса не меняется. Формула А = П + Х — Х. Пример: за счет нераспределённой прибыли увеличен уставный капитал на 5 000 рублей. В результате операции валюта баланса не изменилась. Статья «Нераспределённая прибыль» уменьшилась на 5 000 руб., статья «Уставный капитал» увеличилась на 5 000 руб. Баланс приобрел следующий вид. 25
-
3. Операции третьего типа вносят изменение и в Актив и в Пассив баланса в сторону увеличения. Валюта баланса увеличивается. Формула А + Х = П + Х. Пример: получены материалы от поставщика на сумму 1 000 рублей. В результате этой операции увеличились статья Актива «Материалы» и статья Пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на 1 000 руб. Валюта баланса увеличилась на 1 000 руб. Баланс приобрел следующий вид. 26
-
4. Операции четвертого типа вносят изменение и в Актив и в Пассив баланса в сторону уменьшения. Валюта баланса уменьшается. Формула А - Х = П - Х. Пример: предприятие оплатило долг поставщику в размере 2 000 рублей. В результате этой операции статья «Расчетный счет» в Активе баланса и статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уменьшились на 2 000 руб. Валюта баланса уменьшилась на 2 000 руб. Баланс приобрел следующий вид. 27
-
Документирование Инвентаризация Оценка Калькуляция Счета Двойная запись Бухгалтерский баланс Отчетность Способ юридического оформления хозяйственных операций, письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции Способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета Способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение Способ исчисления затрат на изготовление единицы изделия Способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета Способ взаимосвязанного отражения операций с использованием счетов бухгалтерского учета Способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату Совокупность обобщенных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета Элементы Характеристика 2.2. Метод бухгалтерского учёта
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.