Содержание
-
Лекция 1. Цены: виды, функции, модели рыночного ценообразования
-
Цитаты великих о ценах
«Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние» Уоррен Баффет « Цена — стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены.» Амброз Бирс
-
План лекции
Цена и ее функции. Классификации цен. Система и виды цен. Факторы рыночного ценообразования. Модели рыночного ценообразования. Принципы ценообразования. Участники процесса формирования цен. Решение задач
-
Цена и ее функции
-
Основные термины
Цена - это экономическая категория, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории.
-
Ценообразование
Рыночное ценообразование Государственное ценообразование Рыночная цена Спрос Предложение Факторы Издержки производства Конкуренция Государство
-
Государственное влияние на цены
Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования на определенный товар. Косвенные (экономические) способы – направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда и т.п.
-
Функции цен
Учётно-измерительная функция определяет сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Стимулирующая функция проявляется в воздействии цены на производство и потребление товаров. Распределительная функция обусловлена тем, что в реальной жизни цена, как правило, не равна стоимости товара. - изъятие части цены товара (в виде различных налогов) в пользу государства с последующим использованием накопленной суммы денег на макроэкономические и социальные нужды (например, содержание армии, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.)
-
через регулирование цен на различные товары с последующей поддержкой одних производителей за счёт других (например, фиксация цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных предприятий перед началом сельскохозяйственных работ) или потребителей за счёт производителей (например, фиксация цен на социально значимые товары). 4. Балансирующая функция рыночных цен на товары, которое, в конечном счёте, приводит к равновесию спроса и предложения. 5. Функция размещения капитала и производства проявляется в переливе капитала (создании новых хозяйствующих субъектов) в те сектора экономики, географические и/или экономические регионы, где наблюдается высокая норма прибыли.
-
Классификация цен
-
Группы классификаций цен
Система национальных и мировых цен. Сфера обслуживания национальной экономики. Степень государственного регулирования цен. Стадии ценообразования. Базисные условия ценообразования.
-
Система национальных и мировых цен
Национальные цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Мировые цены – обслуживают мировые цены с учетом их требований.
-
Сфера обслуживания национальной экономики
Оптовые Обслуживают оборот продукции промышленного производства Закупочные Обслуживают оборот между произв. организацией и предпр. сферы экономики Розничные Товарооборот между населением и организациями розничной торговли Цены на строит. услуги Эк. отношения между производит. строит. организаций и заказчиками
-
Тарифы Внешнеторговые Экономические связи между производителями и потребителями услуг. Обслуживают экспортный и импортный оборот страны.
-
Степень государственного регулирования цен
1.Свободные (рыночные) цены Государство не оказывает прямое воздействие на цены. 2. Жестко регулируемые цены Установление жестко фиксированных цен. Установление верхнего и нижнего пределов цен. Определение уровня посреднических наценок. Уведомление производителей и покупателей об изменении цен. 3. Косвенно регулируемые цены (кредитная, налоговая и т.д.)
-
По стадиям ценообразования
Оптовая цена изготовителя Оптовая отпускная цена изготовителя Оптовая отпускная цена закупки Розничная цена
-
Оптовая цена изготовителя
Производственно – техническая продукция Потребительская продукция Основные фонды (машины, здания, сооружения) Оборотные активы (сырье, материалы Показатели назначения и надежности. Экологические показатели. Эргономические показатели.
-
Оптовая отпускная цена изготовителя
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. ОЦП = Себестоимость + Прибыль предп.-изгот. + Косвенные налоги (Акциз, НДС).
-
Оптовая отпускная цена закупки
Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка. Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.
-
Розничная цена
Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка. Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.
-
Система и виды цен
-
Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения всех участников рынка. Национальные (внутренние) системы цен Система внешнеторговых цен Системы цен на международных региональных рынках Система мировых цен Система цен в международном совместном бизнесе
-
Основные термины
Национальные (внутренние) цены призваны обслуживать потребности национальной экономики. Они формируются с учётом особенностей отраслевой структуры и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны. Внешнеторговые цены отображают оборот импортируемой в страну и экспортируемой из страны продукции. Цены в международном совместном бизнесе обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий, созданных с участием иностранного капитала и/или в рамках международных совместных соглашений.
-
Мировые цены призваны обслуживать международный рынок в целом. Они наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рыночного пространства. Цены международных региональных рынков – это форма реализации мировых цен. Они обслуживают международные региональные (базовые,специализированные) рынки.
-
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики
-
Виды цен
оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности. закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств) государству и перерабатывающим предприятиям цены на продукцию строительства – представляют собой либо сметную стоимость объекта
-
тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и с населения цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям тарифы на услуги – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их любым потребителям.
-
Дифференциация цен с учетом специфики организации сбыта продукции и характера ценовой информации.
-
Основные элементы
цены прямых контрактов: - твёрдые цены; цены с последующей фиксацией – твёрдые цены на момент заключения контракта, которые пересматриваются в каждый согласованный участниками сделки момент фиксации (например, на 1.01. 20.. г.) по установленной методике; цены скользящие – твёрдая цена, которая может меняться по отдельным составляющим ее элементам (например, включенные в цену затраты на сырье и материалы), если они подвержены серьёзным цены прейскурантов и предложений ценовые индексы
-
Факторы рыночного ценообразования
-
Условия реализации рыночного ценообразования
Экономическая и юридическая самостоятельность. Коммерческая основа отношений между субъектами хозяйствования Защита коммерческих отношений Наличие конкурентной среды Равновесие рынка
-
Факторы рыночных цен
Факторы спроса Факторы потребительского выбора Факторы предложения Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями. Факторы эффективности производства и реализации товара
-
Факторы спроса
платёжеспособный спрос, то есть сумму денег, которую покупатель имеет возможность выделить на приобретение данного товара; уровень сбережений, который представляет собой покупательский резерв в виде временно свободных денег; объём спроса, то есть количество данного товара, которое покупатель обычно приобретает при данном уровне цен; совокупность потребительских свойств товара; полезность товара - способность удовлетворить определённые потребности.
-
Факторы потребительского выбора
Структура потребностей потенциальных покупателей и структура конкурирующих товаров способных удовлетворять эти потребности. Принципиальная замещаемость данного товара другим или другими (наличие на рынке товаров-субститутов). Предельные нормы замещения данного товара другим или другими, то есть количество товара-субститута способное заместить норму потребления данного товара. сопоставление конъюнктуры рынка данного товара с дополняющими его товарами или с товарами, для которых данный товар является дополняющим.
-
Факторы предложения
общее количество товара на рынке (фактическая ёмкость рынка) и рыночная доля данного продавца; уровень запасов данного товара у всех возможных производителей и уровень запасов у данного продавца; среднеотраслевые издержки производства и обращения для данной группы товаров; уровень налогообложения для данного вида бизнеса; - среднеотраслевая норма прибыли в данном бизнесе и обычные направления её распределения (инвестиции, фонды, дивиденды и т. п.).
-
Факторы, обусловленные альтернативными производственнымивозможностями.
альтернативные издержки производства при изготовлении аналогичных товаров; - предельную замещаемость альтернативных технологий; предельную замещаемость производственных факторов .
-
Факторы эффективности производства и реализации товара
среднеотраслевой уровень рентабельности по данной товарной группе; уровень ликвидности производства.
-
Модели рыночного ценообразования.
-
Постановка задачи Анализ спроса и предложения Анализ издержек и производства Анализ цен и товаров конкурентов Выбор метода расчеты Расчет базовой цены Оперативное ценообразование Учет внешних факторов
-
Основные задачи модели рыночного ценообразования
Постановка задачи ценообразования. По существу это выработка (обоснование) высшим руководством предприятия политики в области ценообразования (для предприятия в целом и/или для конкретного товара), а также определение ценовой стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Анализ спроса и предложения. По определению рыночная цена формируется в процессе свободного торга. Отсюда процесс ценообразования должен основываться на данных о динамике спроса и предложения в зависимости от изменения цены.
-
3. Анализ издержек производства и обращения товара. В общем случае суммарные затраты на производство и реализацию товара формируют минимальную его цену. 4. Анализ цен и товаров конкурентов. Как правило, на любом рынке имеет место тот или иной уровень конкуренции. При этом каждый из конкурентов реализует свою товарную, ценовую и др. стратегию.
-
5. Выбор метода расчета цены. В настоящее время разработано и используется множество различных методов расчета цены. Однако каждый из них эффективен только при определенных условиях. 6. Расчет базовой цены товара. Собирается необходимая информация и выполняется расчет базовой цены товара на основе выбранного ранее метода.
-
7. Оперативное регулирование цены. Базовая цена устанавливается как исходная при выводе товара на рынок. Последующие за этим действия (реакция рынка на такой товар по такой цене) могут потребовать корректировки цены в ту или иную сторону. 8. Учет внешних факторов. На процессы рыночного ценообразования оказывают воздействие факторы, не контролируемые инициатором цены товара – производителем
-
Принципы ценообразования
-
Принцип научной обоснованности цен
необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов. Научная обоснованность устанавливаемых цен базируется на тщательном сборе и анализе информации о: действующих ценах, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей.
-
Принцип целевой ориентации цен
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен: проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
-
Принцип плановости цен
Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия: (расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.) Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса).
-
Принцип непрерывности процесса ценообразования
Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации постоянно вносятся изменения в уровень действующих на рынке цен; Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
-
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен
Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего это касается установления цен продукции предприятий-монополистов, а также товаров первой необходимости, имеющих большое социальное значение. За нарушение определенных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.
-
Участники процесса формирования цен
-
Производители
Определение производителем полных затрат на производство и реализацию продукции. Расчет минимальной массы прибыли, необходимой для простого воспроизводства на предприятии. Определение минимального размера прибыли, включаемого в состав цены единицы продукции. Обоснование минимально допустимой оптовой цены изготовителя. Обоснование минимально допустимой отпускной цены изготовителя
-
Покупатели
Выявление необходимых финансовых ресурсов для приобретения товара. Расчет максимально допустимой цены на единицу товара.
-
Решение задач
-
Задача 1. Определить оптовую (отпускную) цену предприятия - цену изготовителя продукции при следующих доходных данных:
1) прямые (технологические) затраты на изделие (продукцию) - 750 руб.; 2) косвенные (накладные) расходы - 250 руб.; 3) прибыль предприятия - 200 руб.; 4) скидка с оптовой цены предприятия - 60 руб.; 5) налог на добавленную стоимость (НДС) - 20%.
-
Решение
Рассчитываем полную себестоимость изделия : С = 750 руб. + 250 руб. = 1000 руб. 2. Определяем оптовую цену предприятия - цену изготовителя продукции без НДС Цопт = себестоимость изделия (продукции) + прибыль предприятия - скидка с оптовой цены, отсюда Цопт = 1000 руб. + 200 руб. - 60 руб.= 1200 руб. - 60 руб. = 1140 руб. 3. Вычисляем оптовую (отпускную) пену - цену изготовителя продукции с НДС Цопт.опт = 1140 руб. + (1140 х 0,2) = 1140 + 228 = 1368 руб.
-
4. Построим график
-
Задача 2. Определить оптовую (отпускную) цену товара при следующих исходных данных
1) материальные затраты - 700 руб.; 2) затраты на оплату труда - 200 руб.; 3) отчисления на социальные нужды - 80 руб.; 4) амортизация основных фондов - 60 руб.; 5) прочие затраты - 160 руб.; 6) уровень рентабельности - 20%; 7) налог на добавленную стоимость (НДС) - 20%.
-
Решение
1.Рассчитываем себестоимость товара С= 700 руб. + 200 руб. + 80 руб. + 60 руб. + 160 руб. = 1200 руб 2. Рассчитываем оптовую цену товара без НДС Цопт = С + П, где П - прибыль oт реализации товара, отсюда: Цопт = 1200 руб. + 0,2 х 1200 руб. = 1200 руб. + 240 руб. = 1440 руб. 3. Налог на добавленную стоимость 4. Определяем оптовую (отпускную) цену товара с НДС Цопт.отп = 1440 руб. + 288 руб. = 1728 руб.
-
Задачи для самостоятельной работы
Задача № 3. Определить оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия (подакцизного товара) с учетом акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) при следующих данных: 1) оптовая цена ювелирного изделия (подакцизного товара) - 6000 руб.; 2) ставка акциза - 900 руб.; 3) налог на добавленную стоимость (НДС) - 20% к оптовой цене ювелирного изделия.
-
Задача № 4. Определить оптовую (отпускную) цену легкового автомобиля (подакцизного товара) с учетом акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) при следующих данных: 1) полная себестоимость легкового автомобиля - 500 000 руб.; 2) уровень рентабельности - 25%; 3) ставка акциза легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя более 2500 см3 - 10%;. 4) налог на добавленную стоимость (НДС) - 20% к оптовой цене легкового автомобиля.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.