Содержание
-
Тема 2. Система цен и их классификация
Вопрос для интерактивного обсуждения: Какова взаимосвязь мировой цены с национальными рыночными ценами?
-
ПРОБЛЕМЫ ТЕМЫ 2: Система цен и их классификация 1.Виды и структура цен 2. Система цен 3. Участники процесса ценообразования 4. Критерии классификации цен
-
Проблема 1: Виды и структура цен цена учитывает интересы производителя, продавца, покупателя и потребителя уровень цены зависит от того, где, когда и при каких и на каких условиях совершается сделка С развитием В2В расширяется диапазон договорных внутренних и мировых цен Для стоимостной оценки результатов сделки используются различные виды цен, которые определяются условиями и особенностями сделки: купли-продажи
-
Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен внутренние цены взаимосвязаны и взаимодействуют с внешними и мировыми ценами
-
Что значит – все цены взаимосвязаны?
-
Взаимосвязаны означает: Изменения в одном виде цен вызывает изменения в сопряженных видах цен, которые соответственно прессуют следующие виды цен Ценовые изменения затрагивают все виды цен без исключения по принципу кругов на воде
-
Эти всеохватывающие изменения охватывают всю систему цен, поскольку существует единый процесс формирования затрат на производство все субъекты рынка взаимосвязаны между собой существует тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма пример: цена на нефть: рост цены на нефть 1) вызывает рост расходов всех производителей, 2) рост цены топлива, 3) рост транспортных расходов по доставке товаров, 4) рост розничных цен, 5) рост тарифов и цен на авиабилеты
-
Взаимосвязь всех видов цен не лишает самостоятельности установления цен в отдельных секторах экономики с учетом специфических особенностей их определения и функционирования
-
цена может повышаться и понижаться изменения цен бывает 1) объективным, 2) стремлением/уловкой предпринимателя увеличить прибыль
-
на практике используются различные виды цен, что связано с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров.
-
Проблема 3. Участники процесса ценообразования 1. Основные участники процесса ценообразования - производители и продавцы товаров; - потребители и покупатели товаров; - посредники; - конкуренты; - государство.
-
- производители и продавцы товаров - заинтересованы в возмещении затрат на производство и реализацию продукции. У каждого стоит своя особенная задача, и она будет рассмотрена во втором модуле.
-
потребители и покупатели товаров значимые участники ценообразования. Заинтересованы в минимальных затратах на приобретение товара, ищут свою выгоду на рынке.
-
посредники воздействие можно рассматривать с двух сторон: 1) с позиции разделения труда. Способны наиболее эффективно обеспечить связь между производителем и потребителем. Поскольку в нем заинтересован производитель, то происходит перераспределение дохода производителя; 2) с позиции самодостаточности может создавать дефицит на рынке и вынуждать производителей и потребителей «плясать под свою дудку»;
-
конкуренты могут влиять на ценообразование в соответствии с условиями рыночной среды
-
государство влияет с разных сторон: 1) является собственником унитарных предприятий, которые осуществляют коммерческую деятельность; 2) государство, закупая продукцию по государственным заказам, выступает в роли потребителя; 3) осуществляя контроль уровня, динамики и структуры цен, государство осуществляет регулирующие функции в области ценообразования 4) воздействует на экономику страны посредством экономи-ческихмер на конкретные виды продукции и административ-ныхмер
-
Экономические меры: налогообложение, мин. размер оплаты труда, нормы амортизации, таможенные пошлины, установление предельных: минимальных или максимальных административные меры: замораживание цен, фиксирование монопольных цен
-
Проблема 4. Критерии классификации цен В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. по характеру обслуживаемого оборота по степени гос. воздействия на цены по способу установления и фиксации по способу получения информации по видам рынка с учетом фактора времени - по срокам действия внутрифирменные цены по условиям поставки и продажи мировые цены
-
критерии классификации по характеру обслуживаемого оборота по способу установления и сфере регулирования по способу учета затрат и чистого дохода 6=по срокам действия по методу включения транспортных расходов в цену товара Виды цен в зависимости от сфер торговли
-
1. По характеру обслуживаемого оборота различают: Оптовые цены Розничные цены = Отпускные цены – вид розничной цены Цены на услуги населению - вид розничной цены Оптовые цены покупки и продажи – это цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными партиями (оптом) Розничные цены -- это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению Отпускная цена на предприятиях общественного питания -- особая форма розничной цены. Цены на услуги населению -- также особый вид розничной цены.
-
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции различают цены: свободные (рыночные) и регулируемые.
-
Свободные цены (рыночные цены) это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. свободны от непосредственного ценового вмешательства государственных органов формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен
-
Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые государственными органами Регулируемые цены могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные)
-
3. По способу установления – договорные – контрактные цены = различают: твердые = постоянные, фьючерсы подвижные, скользящие цены
-
Договорные цены это цены, устанавливаемые на основе соглашения, такие цены документально зафиксированы контрактом В практике уровень цен в договорах оговаривается, устанавливается не абсолютная величина цен, а диапазон цен - верхний и нижний уровень Газпром применяет систему договорной цены: бери и плати, плати и бери Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. используются в международной торговле
-
Твердые цены называют еще постоянными такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».
-
Подвижная цена договорная цена, фиксированная в момент заключения договора может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится) в договоре, о чем делается соответствующая оговорка о повышении и понижении цены
-
Скользящая цена устанавливается на товары с длительным сроком изготовления - сложное промышленное оборудование, суда это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, инфляции, изменения цен на ресурсы
-
При подписании договора фиксируется исходная, базисная цена, т. е. цена, применяемая в качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться
-
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены На эти цены ориентируются продавцы и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.
-
Публикуемые цены это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
-
Справочные цены цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
-
Справочные цены - номинальные или базовые, не связанными с реальными коммерческими операциями, применяются в качестве базы при заключении сделок Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены базисная цена - цена товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте - базисном пункте Базисные цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок, поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%
-
Цены фактических сделок также являются справочными эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически Цены предложения крупных фирм также являются справочными ценами, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются
-
Прейскурантные цены вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т. е. справочниках фирм-продавцов Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
-
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа На уровень расчетной цены влияет господствующее положение фирмы-изготовителя
-
5. Вид цены и вид рынка, на котором она образуется. с учетом вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
-
Цены товарных аукционов Аукцион - это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров Цены аукционов- это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами
-
Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион. Цены аукционов используются в торговле продукцией лесного, сельского хозяйства, рыболовства пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
-
Биржевые котировки цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
-
Цены торгов – конкурсные цены – тендер - цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ, по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов
-
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. Постоянная цена - цена, срок действия которой заранее не определен Сезонная цена - цена, срок действия которой определен периодом времени Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
-
7. Внутрифирменные цены. Трансфертные цены цены, применяемые внутри фирмы, при реализации продукции между подразделениями фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию являются разновидностью оптовой цены широко применяются в хозяйственном обороте международных корпораций объективной основой развития системы трансфертных цен служит развитие производственной кооперации
-
8. По условиям поставки и продажи различают виды цен: цена-нетто- цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена), определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера нетоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условия страховки).
-
9. Мировые цены цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим товарам - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей
-
Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия: это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; цены сделок, носящих регулярный характер; цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте. это цены, складывающиеся на международных рынках в них не учитываются внутренние издержки на производство товара по мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте
-
К внешним ценам относятся: 1) базисная цена, 2) фактурная цена базисная цена, используется для определенного сорта или качества товара может служить исходной величиной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем фактурная цена (цена купли-продажи) определяется условиями поставки, обусловленными в контракте - СИФ, ФОБ, ФОР, франко и др. = Incoterms
-
СИФ - стоимость, фрахт, страховка продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки и таможенные расходы, страховку груза до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна;
-
ФОБ - свободен на борту продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна покупатель фрахтует судно, страхует груз;
-
ФОР - свободен на рельсах продавец за свой счет должен доставить на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон все остальные расходы несет покупатель;
-
Условия Инкотермс = цены англ. Incoterms, Internationalcommerceterms — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. определяют момент передачи прав собственности на товар, соответственно ответственность за товар и расходы на складе продавца или покупателя франко-порт - станция
-
Цена – франко оптовая цена, установленная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке продукции заказчику транспортные расходы может нести 1) продавец и/или покупатель Термин «франко» = ит. franco - свободный, англ. Free = показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы
-
Цены франко
-
ФРАНКО применяется в международной торговле и перевозках и означает освобождение покупателя от расходов по доставке товаров в оговоренный пункт в связи с их включением в цену: "свободно у перевозчика" (франко-перевозчик), "свободно на борту", "свободно вдоль борта судна", "свободно с завода-изготовителя", франко-вагон и т.д франко - свободные продажи продавец должен доставить товар в определенное место. несет все расходы по перевозке и страховке груза до места назначения, указываемого в цене (франко-завод поставщика, франко-станция отправления, франко-потребитель и т.п.);
-
В зависимости от вида отрасли или сектора национальной экономики различают отраслевые виды цен: цены на машиностроительную продукцию, цены в электроэнергетике, цены (тарифы) на транспорте (тарифы железнодорожного транспорта, тарифы автотранспорта и т. д.), тарифы на коммунальные услуги и т. д.
-
5. Ценовые скидки Базисный, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (надбавок, наценок), среди которых наибольшее распространение получили следующие: скидка за оплату наличными; сезонные скидки за покупку вне сезона; скидка за количество или серийность при покупке товара в объеме, превышающем заранее определенный;
-
Ценовые скидки -2 скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока; дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту; скидка постоянным клиентам за "верность"; скидка ("сконто") за предварительную оплату;
-
Ценовые скидки - 3 специальная скидка на пробные партии и заказы; скидка за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель); скидка при продаже подержанных товаров; экспортная скидка иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке; наценка за упаковку, тару;
-
Ценовые скидки - 4 скидка за потери при усушке, утруске, сортировке, повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировании, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (в хлопке, шерсти); надбавка за индивидуальность заказа; надбавка за повышенное качество; надбавка за рассрочку платежа; надбавка за дополнительные услуги.
-
Все скидки можно сгруппировать Общая (простая) скидка Скидка за оборот (бонусная) Скидка за количество или серийность (прогрессивная) Дилерская скидка Специальные скидки Экспортные скидки Скрытые скидки Скидки за возврат
-
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара, практикуется при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартное.
-
Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.
-
Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.
-
Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. широко распространена при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования. Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. широко распространена при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования.
-
Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.
-
Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка цель - повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
-
Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.
-
Скидки за возврат скидка на ранее купленный товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляется покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования и др. Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда до 50% первоначальной цены товара.
-
Проблема 6. Состав и структура цены Различают «состав цены» - абсолютные показатели «структура цены» - относительные показатели Состав цены – абсолютные показатели - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях). Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах, структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.
-
1
-
1
-
Традиционно в структуре цены выделяют себестоимость продукции; прибыль предприятия. Итого: оптовая цена предприятия без НДС; акциз по подакцизным товарам. Итого: оптовая цена предприятия без НДС; НДС. Итого: оптовая цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника); снабженческо-сбытовая надбавка. Итого: продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли); торговая надбавка. Итого: розничная цена.
-
Анализ структуры цены позволяет выделить в цене долю затрат на изготовление продукции, в том числе по видам затрат долю прибыли долю косвенных налогов долю прямых налогов выявить резервы для возможного снижения-повышения затрат в составе цены при сравнении с ценами конкурентов; возможности маневрирования с удельным весом прибыли в составе цены; предвидеть действия конкурентов
-
решение по результатам анализа вариант-1 если удельный вес прибыли в составе цены незначителен предприятие не может максимально увеличить сбыт, чтобы снизить издержки на единицу продукции (что в итоге должно вести к увеличению прибыли) то в таком случае придется снять изделие с производства вариант-2 удельный вес прибыли и налогов в составе цены высокий предприятие может проводить тактику последовательного снижения цен, тем самым вытесняя конкурентов и привлекая новых клиентов
-
Если в составе цены высокими окажутся только налоги, следовательно, государство неправильно формирует налоговую политику в стране вывод нельзя судить о конкурентоспособности продукции только по уровню цены или по ее соотношению с ценой конкурента, если не достигнута правильная внутренняя структура цены, наличие и обоснованность отдельных ее элементов
-
Схема формирования розничной цены Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка Оптовая цена предприятия Отпускная цена предприятия без НДС Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) Продажная цена оптового предприятия торговли Цена посредника - покупная цена Розничная цена
-
Контрольные вопросы 1. Как влияет на структуру розничной цепы изменение каналов движения товара от продавца к покупателю? 2. Почему цены фактических сделок обычно отличаются от прейскурантных цен? 3. Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу. а какие покупателю? 4. Чем объясняется взаимосвязь множества цен и их видов, действующих в экономике? 5. В чем заключается разница между твердыми и подвижными ценами, номинальными и ценами реальных сделок и контрактов? 6. По каким критериям можно классифицировать различные виды цен? 7. В чем различие понятий состав и структура цены? 8. Какие ценообразующие налоги вы знаете? 9. Перечислите основные статьи себестоимости как основы цены. 10. В чем экономическая сущность посреднических надбавок и торговых наценок?
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.