Содержание
-
Лекция 16Постмодернизм
Постмодернизм как реакция на функционализм. Версии и направления постмодернизма. Принципы постмодернизма в творчестве ведущих архитекторов эпохи.
-
1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в политике и искусстве – от тоталитаризма, диктовавшего главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, было осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя и ставивших собственные условия личности привел к т.н. ситуации постмодернизма, сомнению в возможности жанрового единства.
-
Зарождение этого направления произошло в СЩА. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну в 1930-1940-е гг., его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея в 1950-е гг. Так, в Америке накопилась наибольшая эмоциональная усталость от модернизма и протест против него стал особенно резким, что привело к созданию идеологии и практики постмодернизма.
-
Впервые обоснование новой концепции было представлено в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Роберта Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Он увидел в архитектуре не только «машину для жилья» Ле Корбюзье, но необходимость сложности, «опирающейся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». При этом он предлагал сохранить функционально-конструктивную основу здания, но наложить на нее говорящую и противоречивую декорацию, взятую из любого архитектурного стиля.
-
Для постмодернизма характерно не только использование отдельных деталей исторических стилей, но и целых систем: строительной техники, принципов построения композиции. Таким образом, функциональные проблемы отходят на второй план и главенствует эстетический принцип. Но он окрашен не любованием, а напряженностью и иронией В это же время в другом крупнейшее архитектурном центре середины ХХ в. – Японии – осуществляются попытки создания нового метапринципа в архитектуре: подчинения простейшей единице зданий и городов благодаря ее повторению на всех уровнях всех структур. Метаболизм проявил себя только в некоторых постройках, но для градостроительства остается актуальным до настоящего времени - он предложил универсальную систему развития города, изначально учитывающую его стремление к свободному распространению Ведущие архитекторы следовали неоспоримой для них идее о слиянии конструктивистской европейской основы с традиционным японским пониманием пространства и фактуры, тем более, что функциональное начало отвечало всей истории японской архитектуры
-
ВЕРСИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА Возникновение архитектурных направлений постмодернизма – это реакция на противоречия предыдущего направления - модернизма. Идеям «СОЦИАЛЬНОГО МЕССИАНСТВА», общественного обновления (Гропиус, Ле Корбюзье) противопоставляются теперь – СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФОРМИЗМ – подчинение господствующим в обществе предпочтениям. Лозунг «служение клиенту» лежит в основе проектов для конкретного потребителя. 1.
-
Социальный конформизм Р. Вентури, Дж. Роч. Банк в Стрейтфордштате, Коннектикут, 1977 г.
-
Социальный конформизм Р. Ввнгури, Дж. Роч. Такер-хауз, Нью-Йорк, 1975 г.;
-
Социальный конформизм Р. Вентури, Дж. Роч. Дом в Абсеконе, шт. Нью-Джерси. 1977г.;
-
Социальный конформизм Студенты Лакембрской архитектурной школы (IV курс) под руководстюм М. Кюло. Реконструкция набережных Брюсселя, 1977 г.;
-
В оппозиции к концепции РАДИКАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ (план «Вуазен» Ле Корбюзье для центра Парижа и др.) стоит ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТУАЛИЗМ - включение нового объекта в существующую среду, подчинение его исторически сложившейся застройке или природному окружению. Диапазон здесь не ограничен - от индивидуальных домов до проектов реконструкции городов. Уровень профессионализма измеряется теперь тем, насколько тактично удалось вписаться новым сооружениям в природное или исторически сложившееся окружение, подчеркнуть его неповторимость. 2.
-
план реконструкции Парижа «Вуазен» . Архитектор Ле Корбюзье
-
План реконструкции Москвы на основе прямоугольной сетке. Архитектор Ле Корбюзье План реконструкции Москвы. Архит. И.В. Жолтовский
-
Контекстуализм. Дж. Стерлинг. Валлраф-Рихардсмузеум, Кёльн, 1975 г.
-
Контекстуализм. Дж. Стерлинг. Реконструкция Граббе-плац. Дюссельдорф. 1975 г.
-
Стерлинг. Художественный музей в Дюссельдорфе.
-
Контекстуализм. Н. Козентино. Индивидуальный жилой дом. Италия. 1979 г.
-
ПАФОСУ НОВИЗНЫ (в этом направлении было ориентировано все «современное движение») противостоит АЛЛЮЗИОНИЗМновейшей архитектуры, т.е. разного рода «ссылки» на исторические традиции вплоть до произвольного использования традиционных форм и конформизма «радикальной эклектики». Некоторые архитекторы (Куинлер, К. Терри) воспроизводят мотивы Палладио (Кингвалден-бюро) без расширения классической традиции, просто экзерсис на тему Палладио. Такие архитекторы как: Верлак, Стеффан, Поотан– воскрешают в памяти темы Возрождения и барокко; Л. Крие– обращается к темам классицизма. 3.
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
Аллюзионизм. Амстердам
-
Аллюзионизм. Р. Верлак, П. Стеффан.Реконструкция центра Шамбри, Франция. 1975.
-
Аллюзионизм. Э. Поотон. Жилой комплекс в Блуа. 1977.
-
Аллюзионизм. Р. Вентури. Бранд-хауз, Бермуда,1975.
-
Аллюзионизм. К. Терри. Кингсвалден-бюро.1971 г.
-
Аллюзионизм. Т.Г. Смит. Дом на Джефферсон- стрит в Берклее. Шт. Калифорния. 1976.
-
Аллюзионизм. Б. Гофф. Второй «Планкет-хауз», Лейк-Вилледж, ишт. Техас. 1970.
-
Архитектура нового направления при всей ее коммерциализованности выступала против РАССУДОЧНОЙ эстетики ФУНКЦИОНАЛИЗМА. При всей спорности установок на обыденность, на использование более разнообразных, привычных и традиционных форм, она делает образный строй архитектуры Запада понятным для неподготовленного потребителя, более живым и одушевленным.
-
ОТВЛЕЧЕННЫЙ ГЕОМЕТРИЗМ рафинированных форм (это зрелый Мис ван дерРоэ, ранний Джонсон, Сааринен) отвергается НАРОЧИТЫМ СИМВОЛИЗМОМ - акцентированным выражением неархитектурных форм и идей средствами архитектуры ( лавка древностей в форме доисторического ящера в ЛосАнжелесе, закусочная в форме гигантского сендвича). 4.
-
Нарочитый символизм. Ф. Анайя, Г. Медейрос. Технический университет д,Оруру. Боливия. 1974. Центральный амфитеатр.
-
Нарочитый символизм. Киоск «Hot Dog». ЛосАнжелес, США.
-
На смену СТРУКТУРНОМУ РАЦИОНАЛИЗМУ всей «новой архитектуры» пришли «ХАОС КАК НОВЫЙ ПОРЯДОК», ироническая парадоксальная архитектура, дисфункционализм с его нарочитым нарушением логики структурного построения (супермаркеты фирмы «Вест» с руинированным углом и т.п.). АНТИТЕКТОНИЧНОСТЬ и ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ в архитектуре - явление безусловно - временное, замкнутое само на себя и отражающее противоречия на определенном этапе истории архитектуры. 5.
-
Дисфункционализм. Р. Вентури.Дом Гольдштейна. 1977.
-
Дисфункционализм. Торговый центр фирмы «Вест».1979.
-
Европейский потмодернизм Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм при "декорировании сараев".
-
Постмодернизм, являясь программным стилевым направлением, имел своих апологетов-теоретиков. Наибольший вклад в теорию архитектурного постмодернизма внеслиЧ.Дженкс, Р.Стерн, Р.Вентури, Г.Клотц, которые сформулировали основные позиции постмодернизма. Среди них можно выделить следующие. ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ КОНТЕКСТУАЛИЗМ МЕТАФОРИЧНОСТЬ АДХОКИЗМ (здесь и сейчас) и ПАРТИСИПАЦИЯ ( соучастие заказчика или потребителя). ИГРА И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ, ИРОНИЯ, ПАРОДИЯ И ГРОТЕСК.
-
1-й принцип постмодернизма Это ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ, которое заключается в адресации архитектурного образа как к обывателю, так и к профессионалу от архитектуры. Очевидно также, что в исследуемом объекте присутствует и «цитата в лоб», и игра, и театральность, и ирония, и пародия, и метафора – это ли не в духе постмодернистского образа?
-
-
2-й принцип постмодернизма Еще одним принципом постмодернизма, проявившимся в объекте, стал КОНТЕКСТУАЛИЗМ, позволяющий осуществить «…визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое, масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом».
-
-
3-й принцип постмодернизма МЕТАФОРИЧНОСТЬ - имеет место в качестве средства выразительности, заимствуя идеи с помощью образов из круга природы, техники, иной архитектуры.
-
-
4-й принцип постмодернизма АДХОКИЗМ (здесь и сейчас) и ПАРТИСИПАЦИЯ ( соучастие заказчика или потребителя). Архитектор делает жест как бы отречения от профессиональных устоев в пользу сиюминутных потребностей заказчика. Постмодернизм отгораживается от социальной ответственности. Он ориентируется на переосмысление обыденных вкусов , взглядов и настроений массового сознания, ища в обыденном и безобразном - художественное и эстетическое.
-
-
5-й принцип постмодернизма ИГРА И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ, ИРОНИЯ, ПАРОДИЯ И ГРОТЕСК. Игра отвлекает от определенного смысла, однако несет в себе смыслы воображаемые, замкнутые на себя. Именно об этом она оповещает зрителя, создавая рол спектакля.
-
-
Проекты домов Роберта Вентури
-
Современный американский архитектор Роберт Вентури является родоначальником постмодернизма.В своих постройках Вентури намеренно смещает разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета. Примером является особняк для матери Вентури в Честнат-Хилле (Филадельфия, Пенсильвания, 1962).
-
-
-
Проекты Вентури не так спорны и вызывающи, как его теоретические высказывания. В 1970-х годах им были построены две похожих друг на друга виллы: JohnsonHouse и TuckerHouse, которые Вентури талантливо вписал в окружающую природу.
-
Johnsonhouse
-
Johnsonhouse
-
-
-
Р.Вентури Колледж Оберлин
-
Роберт Вентури делит дома на 2 группы:- «утки» — здания, в которых функциональная и объемно-пространственная композиция подчинены символической форме; - «декорированные сараи» — дома, спроектированные точно по функциональной программе без оглядки на эстетику, все символическое привнесено в них извне, в виде накладных элементов.
-
Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами, в которых прорезаны полукруглые или круглые окна (бычьи глаза). Формы этих окон контрастируют с острыми кромками кровель, а сами дома напоминают большие глазастые грибы. Весьма интересно обыграна масштабность окон, меняющаяся на разных этажах от больших площадей остекления до измельченной штриховки переплетов. В планировках этих 2-х домов нетрадиционным является вынесение гостиных на верхние этажи под кровли, где самое высокое и красиво оформленное пространство
-
Проекты домов Роберта Стерна
-
Один из самых процветающих архитекторов США и яркий представитель постмодернизма Роберт Стерн так сформулировал 3 постулата постмодернизма: - контекстуальность подчиняла здание окружению; - орнаментальность реабилитировала элементы декора, несущие смысловую нагрузку, но не участвующие в работе конструкции; - аллюзионизм позволял вводить исторические ассоциации в диапазоне от прямого цитирования до намеков.
-
Пристройка крытого бассейна к резиденции в Ллевелин Парк
Все эти принципы представлены в одной из известных работ Стерна — пристройке крытого бассейна к резиденции в Ллевелин Парк (Нью-Джерси). Симбиоз особняка в георгианском стиле и современного крытого бассейна экстравагантен и по сути, и по форме. Объем бассейна врезан в пологий холм, очертания которого повторяет изгиб центральной части кровли.
-
Входной портал образован ордерными элементами гипертрофированной формы
«Шизофреническую» (по Стерну) сложность образа подчеркивает контраст стекла и камня. Пропорции колонн огрублены, масштабы искажены
-
Интерьер самого бассейна построен на шокирующей смеси элементов элитарной и массовой культур, на конфликте симметрии с острой динамикой и театральных эффектах освещения.
-
Стиль и творческий почерк Роберта Стерна
Более серьезен и традиционен Стерн при проектировании коттеджей для субурбий (предместий американских городов), где миллионы семей воплотили в жизнь американскую мечту о собственном доме. Сбылось пророческое предсказание Фрэнка Ллойда Райта о «городе без границ», объединяющем удобства цивилизации с прелестями природной среды. Архитектурная фирма Стерна становится лидером в области проектирования частного жилья. Творческий почерк Стерна легко узнаваем: скатные крыши, символизирующие укромность и защищенность; высокие кирпичные трубы; крупные детали; живописное распределение объемов и масс; тщательно выверенные планировки; сочетание элементов ордера с местным колоритом. При разработке генеральных планов Стерн прибегает к непременной криволинейной трассировке улиц, что позволяет: обеспечить разнообразие видовых точек и избежать расположения окно в окно; сбить иерархию и уйти от нежелательных сравнений; использовать классические детали. Даже при проектировании домов в традиционном американском гонтовом стиле Стерн разбавляет формы классическими деталями. Примером может являться коттедж в пос. Колфакс (Принстон, Нью-Джерси).
-
Коттедж в пос. Колфакс. Общий вид
-
Как и многие постройки Стерна, этот дом — двуликий Янус, архитектурные решения его фасадов в достаточной степени отличаются друг от друга. При проектировании резиденции в Ист-Гемптоне (Нью-Йорк) Стерн поставил перед собой задачу передать «ощущение места» В здании ярко выражен контраст масс верхнего и нижнего этажей. Дома Стерна респектабельны и уместны. Возможно, в этом кроется секрет их популярности и коммерческого успеха
-
Проекты домов Марио Ботта
-
В 1970 году Ботта основал собственный офис в Лугано. Впервые международное внимание к нему привлекли проекты нескольких необычных частных жилых домов в Швейцарии, сочетавших модернистскую эстетику и обращение к языку базовых геометрических форм, навеянное аскетичной красотой древней и вернакулярной(народной, этнической) архитектуры, образцы которой часто можно встретить в родном городе Ботты - Тессино. Кроме внимания к вернакуляру, Ботта, начиная с самых ранних проектов, отдавал должное и традициям европейской архитектурной классики, с ее принципами осевой пространственной организации и композиционной симметрии. Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. Его здания — простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют «бункерами-бельведерами».
-
Для нас наибольший интерес представляют его частные дома, которых он построил 25 и на которых он сделал себе имя. Для частных домов Ботта характерны следующие элементы: захватывающие дух атриумы, зенитные фонари, почти лишенные дверей «перетекающие» внутренние пространства. Жилая площадь его домов составляет 200...240 м2, строительный объем — около 1000 м3, применяемые материалы: кирпич, бетонные блоки, каменная плитка, металл, стекло. Ботта покорились даже цилиндрические формы, что удавалось немногим. Критики называли Боттабруталистом, кубистом, неорационалистом, а его стиль спартанским классицизмом. Но из всех критиков правы, видимо, те, которые называют его не классифицируемым. Марио Ботта — это Марио Ботта и этим все сказано.
-
CasaBianchi (Рива Сан Витале, Швейцария), 1971-1973. Общий вид.
-
Регулярные полоски виллы в Массаньо, построенной по проекту Марио Ботта, поперечные и «в елочку», поначалу шокируют, но агрессивная внешность резко контрастирует с интерьером этого уютного дома.
-
CasaRobbiana. Вид в дугообразном отверстии в стене вестибюля.
-
CasaRobbiana. Стеклянная призма лестничного пролета отражает и распределяет свет, проникающий сквозь щелевидное отверстие.Треугольный пролет лестницы, огражденный тонированным зеркальным стеклом, выполняет функции гигантского калейдоскопа.
-
3 этаж - взрослая и детская спальни отделяются при помощи скользящей перегородки;2 этаж - кухня, обеденная зона, зона отдыха у камина, обширная терраса;1 этаж - вестибюль, хозяйственные помещения.
-
Творчество Арата Исодзаки
Примечательно, что в отличие от таких архитекторов, как Фрэнк Гери или Джеймc Стерлинг, у Арата Исодзаки нет привязанности к какой- либо одной национальной традиции, выбранной для определенного здания. Основными чертами его работ в 1980-е гг. становятся свободное оперирование классическими формами в сочетании с простыми геометрическими объемами и общей идеей, исходящей из назначения будущей постройки и ее ландшафта, архитектурного окружения. Новые черты творчества архитектора Арата Исодзаки стали заметны уже в его постройках 1970 гг., в частности в его Центре Цукуба в Ибарадзи (1979-1983 гг.), в котором он прямо цитирует европейскую архитектуру, используя рустованные колонны. В конце 1970-х гг. он сблизился со многим архитекторами постмодернизма, такими как Джейм Стерлинг, Фрэнк Гери и Питер Айзенман. Методы и концепции этих авторов были совершенно отличными друг от друга, тогда как в предыдущую интернациональную архитектурную эпоху - модернизм - концепции разных художников часто были очень близки. Но все они следуют нескольким основным общим принципам: стены и проемы разнообразны по формам, размерам и высоте; поверхности глухих участков стен несут различные фактуры, цвет, рельеф; используются подражания и ссылки на известные исторические и современные памятники; декорация накладывается на конструктивистскую основу.
-
К концу 1980-х гг. Арата Исодзаки ограничивается использованием чистых абстрактных форм без апелляции к каким-либо историческим стилям. Его здание представляет собой несколько собранных вместе геометрических идей, обозначенных разными цветами и материалами. Пример: Международный зал заседания в Китакесю (1987-1990).
-
В здании Музея современного искусства в Лос-Анджелесе и в Музее графики в Оканояма (1982-1984 гг.) архитектор использует цилиндрические своды. Эти детали больше не являются элементами игры, а органично входят в общую структуру зданий. Эти элементы объясняются тем, что в 1980-е гг. он сознательно становится мастером постмодернизма, тогда как ранее в его творчестве прослеживались лишь некоторые черты этого направления. Музей современного искусства в Лос-Анджелесе стал первой большой работой Арата Исодзаки в США. Проект Музея современного искусства в Лос-Анджелесе относится к 1981 г., музей построен в 1986 г. Он расположен в центре Калифорния Плаза на Банкер Хилл в центре города. Музей окружен офисными зданиями с южной стороны, жилыми домами с восточной, с западной проходит Гранд Авеню. Музей - центр композиции площади и часть ее зеленой зоны.
-
Здание общественной приёмной в Портленде
-
Древний символ, украшающий здание небоскреба Тайбей 101 (Тайвань)
-
Пьяцца Италия Чарльза Вилларда Мура, Нью Орлеан.Возможно один из лучших примеров иронии в зданиях постмодернизма (1978, фото: WaltLockley ( "GNU FreeDocumentationLicense" )
-
Здание мэрии в Миссиссауга, Канада. Построено в постмодернистском стиле, раскрывает концепцию «футуристической фермы»., фото: Montrealais ( "GNU FreeDocumentationLicense" )
-
Библиотека Сан Антонио, Техаc,
-
Универсальный магазин Робинсона, Фешнайленд (Вильям Перейра, 1967), пример испанского постмодернизма.
-
МанолоНуньес Яновский. Тальер де Аркитектура
-
МанолоНуньес Яновский. Тальер де Аркитектура
-
РикардоБофилл / RicardoBofill
-
В своих крупных французских композициях - "Озёрные аркады" в Сен-Кантен-ан-Ивелин (1978-1980), "Зелёный полукруг" в Сержи-Понтуаз (1981-1986), "Дворец Абраксас", "Театр" и "Арка" в Марн-ла-Валле (1978- 1983), "Антигона" в Монпелье (1979-1986) и др. - Бофилл, опираясь на градостроительное наследие барокко и классицизма, создаёт продуманную пространственную среду из взаимосвязанной системы площадей и улиц.
-
Район «Антигона»1978-2000, Монтпелье, Франция Проект «Антигона» был задуман в 1979 году, когда новая городская администрация Монпелье, столицы провинции Лангедок-Руссильон, приняла решение осуществить большую градостроительную операцию на территории недалеко от центра города, расширив Монпелье на восток и соединив его исторический центр с рекой Лез. Руководитель проекта «Антигона» и коллектив Архитектурной мастерской разработали Генеральный план, который определил уникальный стиль архитектуры этого района с площадями, улицами, зелеными зонами, жилыми домами, магазинами, школами, спортивными, культурными и административными сооружениями. Творческое новаторство, новые стратегии и инструменты дизайна городской среды и архитектурного проектирования стали полноправными компонентами классического градостроительного языка
-
001.Antigona. R. Bofill.1986-87.2
-
-
Проектное решение проблем района Moнчиплейн, где когда-то были военные бараки, а затем ратуша, состояло в том, чтобы интегрировать его в исторический центр Гааги, связав с центральным районом Архипельбуурт, как было предложено ещё в 1908 году архитектором Х.П. Берлаге. Соединенный с городом улицей Нассауплейн комплекс стал центром нового района. В центре комплекса большая зеленая зона с озером. Фасады зданий выполнены в разных стилях и как бы ведут диалог между классицизмом и современной архитектурой: классический кирпич и сборный железобетон, с одной стороны, и современные стекло и сталь – с другой. Пятидесятиметровая башня взмывает вверх и уравновешивает всю композицию.
-
Район Мончиплейн2003, Гаага, Голландия
-
Sunshine Upper East Side2008, Пекин, Китай Проект развития участков С5-С8 на Sunshine Upper East Side International Community в Пекине. В программу входит жилье и торговля. План развития участка С5 на берегу реки включает два здания по 24 этажа и 30-этажное здание. План развития участка С8 включает три здания по 9 этажей. Торговый центр расположен на нижнем этаже всех зданий на двух участках.
-
Заслуживают отдельного упоминания огромные проекты в новых парижских пригородах: LesEspacesd'Abraxas в Марне-ла-Байе, LesArcadesduLac около Версаля, LeBelvedereSt. Christophe в Сэржи-Понтуаз, LesEchellesduBaroquesв районе Монтпарнасс и Monchyplein в Дэн Гаага в Голландии. Среди значительных проектов общественных зданий и инфраструктуры следует отметить Дворец конгрессов в Мадриде, Aэропорт Барселоны 1991 года и его новый терминал, проектирование которого началось в 2004 году. Среди других проектов, реализованных Архитектурной мастерской, следует отметить концертный зал «Aрсенал» в Метц, Франция, музыкальную школу «Шеферд» в американском университете Rice в Хьюстоне, Национальный театр Каталонии в Барселоне
-
Комплекс «Ксанаду»1968-1971, Кальпе, Испания «Ксанаду» – это один из первых результатов исследований Архитектурной мастерской РикардоБофилла в сфере жилищного строительства, направленных на разработку методики применения пространственной геометрии в проектировании жилой среды.
-
-
Жилой комплекс Озерные аркады, 1983
Фомин, П. Абросимов, М. Минкус. 1934. Дворец Советов.
-
-
103 Ricardo_Bofill_Taller_de_Arquitectura_Temples_du_Lac_Paris_Francia_07-2031 «Ля Порт».2006, Люксембург. Проект большой площади и ансамбля зданий в районе Плато-де-Кирхберг, где расположены многие официальные учреждения Европейского Союза. Новый взгляд на исторический центр города. Проект состоит из жилых зданий, гостиниц, концертного зала, соединенного парком с музеем современного искусства, и офисных башен-близнецов «Ля Порт», символизирующих въездные ворота.
-
Озерные храмы» на противоположном от «Виадука» и «Аркады» берегу озера завершают городской ансамбль социального жилья. Расположение зданий напоминает город Палладия: центральный храм, две маленьких галереи в четверть круга и два боковых павильона Изначально один из первых выдающихся проектов РикардоБофилла во Франции был частью французского правительственного плана строительства. Проект «Озерныеаркады» был задуман как современная интерпретация французского дворцового ансамбля.
-
Жилой комплекс "Antigone" в Монпелье (1979-1983)
-
002.Antigona. R. Bofill.1986-87.1
-
жилой комплекс Аntigone в Монпелье.1979-83
-
Жилой комплекс. 1979-1983 гг. Дворец и Арка
-
003.Ricardo Bofill and .Tallier de Architecture. in Marne-la-Vallee
-
Комплекс "Пространства Абраксас", Марн-Ла-Валле (1978-1984)
-
Жилой комплекс. 1979-1983 гг.
-
004.1.Компл. Пространства Абраксас. Марн-Ла-Валле (1978-1984) Р. Бофилл
-
004.complex «Space of Abraxas» in Marne-la-Vallee in Paris. 1978 – 1983.
-
Space of Abraxas» in Marne-la-Vallee in Paris. 1978 – 1983.
-
007.Abraxas in Marne-la-Vallee in Paris. In .Arch.1
-
-
Новый амбициозный градостроительный проект будет реализован в Петербурге. Во 2-м квартале 2007 года компания RBI начнет строительство многофункционального комплекса в Центральном районе – на Новгородской улице, 23. Архитектор проекта – иностранец, мэтр мирового зодчества РикардоБофилл.
-
Новгородской улице, 23. C.Петербург. Р Бофилл
-
Новгородской улице, 23. C.Петербург. Р Бофилл.3
-
Р. Бофилл на Украине
-
Р. Бофилл. Смоленский пассаж
-
Пьяццад'Италия. Ч. Мур
-
Жилой дом по проекту Петера Эйзенмана (PeterEisenman), Berlin
123
-
Альдо Росси (1931—1997, Милан, Италия)
-
При декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приёмы мастеровдеконструктивизма и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются ОБЩИМИ. 125
-
Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного 7- этажного дома, возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодерна - Альдо Росси. Так же как и первый, этот дом занимает ответственное градостроительное положение, замыкая своим угловым объёмом перспективы пересекающихся улиц и поддерживая репрезентативность примыкающей застройки. Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных коричных блоков "нематериальными" 5-этажными витражными вставками. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты /красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки/. В компоновке фасада - характерная для деконструктивизма "сбивка масштаба" - ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров. 126
-
Жилой дом по проекту Альдо Росси (AldoRossi), Berlin Жилой дом по проекту Петера Эйзенмана (PeterEisenman), Berlin 127
-
128
-
Основным композиционным "ударом" служит глубокая и высокая /в 4 этажа/ угловая подрезка с опиранием верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Активная композиционная роль столба подчёркнута и его цветом - белый цвет контрастирует с красно-кирпичным фасадом. Этот приём активной угловой подрезки, применённый Эйзенманом и Росси, не может не вызвать в памяти первоисточник. Впервые он был освоен выдающимся мастером отечественного конструктивизма И. Голосовым в его здании клуба им. Зуева на Лесной ул. в Москве /1927-1929 гг./. 129
-
Жилой дом по проекту Альдо Росси (AldoRossi), Berlin 130
-
И. Голосов. Здание клуба им. Зуева на Лесной ул. в Москве /1927-1929 гг./. 131
-
Театр del Mondo, Венеция, Италия (1979-1980) 132
-
Здание делового центра правления, Перуджа, Италия (1982-1988) 133
-
-
Здание делового центра правления, Перуджа, Италия (1982-1988)
-
Театр Карло Феличе (Teatro Carlo Felice), Генуя
-
-
-
-
-
-
Квартал Галларатезе II (Gallaratese Quarter II), Милан, Италия (1974) 142
-
143
-
144
-
145
-
146
-
147
-
148
-
-
-
-
Погребальная капелла в Гуиссано, Италия (1988)
-
-
-
Museo do mar, Галиция, Испания
-
-
-
Питер Эйзенман
158
-
159
-
Уткин и Бродский
-
-
-
-
-
-
центр керамики. Нидерланды.1992
-
-
Аtriuminteryer. Уткин. Бродский
-
-
Загородная вилла №1
-
Загородная вилла №1,
-
-
-
Загородная вилла №3
-
Levsh-holl-1
-
Hamovniki-fasad
-
Hamovniki-razrez
-
Москва. Архитектор Уткин
-
-
-
-
-
-
-
Музей Грина
-
Neglinnaya_2005_maket1
-
Serpuhov
-
Serpuhov_bok_fasad
-
Serpuhovrazvertka
-
Психопедагогический институт в Ваме. 1984 г. Фрагмент наружной стены.
-
Римский дом . М. Филиппов
-
Римский дом . М. Филиппов
-
Римский дом . М. Филиппов
-
Римский дом . М. Филиппов
-
Римский дом . М. Филиппов
-
Итальянский квартал М. Филиппов
-
Фрагмент итальянского квартала М. Филиппов
-
-
-
-
-
-
-
Римский дом . Калининград
-
Муляж Москвы. Илья Филиппов
-
-
Фрагменты фасадов Римского дома. М. Филиппов
-
-
-
-
Современная Москва
-
-
-
-
Административное здание А. Асадов
Для меня это здание так и осталось первой точкой отсчета новой архитектуры. Оно словно залп салюта. Такое яркое, такое радостное, такое свободное. Архитектура из замкнутой коробки (оболочки) превращается в живое существо, живущее, дышащее, в чем-то несовершенное, но, в своей органичности, отвергающее любую академическую критику. Его строительство совпало с моими последними курсами в МАрхИ. И то, что такое сооружение было построено, а не осталось на бумаге в качестве архитектурной фантазии, вселяло надежду, что выйдя из Almamater, и мы сможем творить по-настоящему, сменив макетный картон на кирпич и бетон.
-
Для меня это здание так и осталось первой точкой отсчета новой архитектуры. Оно словно залп салюта. Такое яркое, такое радостное, такое свободное. Архитектура из замкнутой коробки (оболочки) превращается в живое существо, живущее, дышащее, в чем-то несовершенное, но, в своей органичности, отвергающее любую академическую критику. Его строительство совпало с моими последними курсами в МАрхИ. И то, что такое сооружение было построено, а не осталось на бумаге в качестве архитектурной фантазии, вселяло надежду, что выйдя из Almamater, и мы сможем творить по-настоящему, сменив макетный картон на кирпич и бетон.
-
-
Алексей Бавыкин.
-
Андрей Иванов. ПТАМ Хазанова. Михаил Хазанов
-
-
ВЕРСИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА Возникновение архитектурных направлений постмодернизма – это реакция на противоречия предыдущего направления - модернизма. 1. Идеям «СОЦИАЛЬНОГО МЕССИАНСТВА», общественного обновления (Гропиус, Ле Корбюзье) противопоставляются теперь – СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФОРМИЗМ – подчинение госполдствующим в обществе предпочтениям. Лозунг «служение клиенту» лежит в основе проектов для конкретного потребителя. 1
-
2. В оппозиции к концепции РАДИКАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ (план «Вуазен» Ле Корбюзье для центра Парижа и др.) стоит ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТУАЛИЗМ - включение нового объекта в существующую среду, подчинение его историчес4и сложившейся застройке или природному окружению. Диапазон здесь не ограничен - от индивидуальных домов до проектов реконструкции городов. Уровень профессионализма измеряется теперь тем, насколько тактично удалось вписаться новым сооружениям в природное или исторически сложившееся окружение, подчеркнуть его неповторимость. 2
-
3. ПАФОСУ НОВИЗНЫ (в этом направлении было ориентировано все «современное движение») противостоит АЛЛЮЗИОНИЗМновейшей архитектуры, т.е. разного рода «ссылки» на исторические традиции вплоть до произвольного использования традиционных форм и конформизма «радикальной эклектики». Некоторые архитекторы (Куинлер, К. Терри) воспроизводят мотивы Палладио (Кингвалден-бюро) без расширения классической традиции, просто экзерсис на тему Палладио. Такие архитекторы как: Верлак, Стеффан, Поотан– воскрешают в памяти темы Возрождения и барокко; Л. Крие– обращается к темам классицизма. 3
-
Архитектура нового направления при всей ее коммерциализованности выступала против РАССУДОЧНОЙ эстетики ФУНКЦИОНАЛИЗМА. При всей спорности установок на обыденность, на использование более разнообразных, привычных и традиционных форм, она делает образный строй архитектуры Запада понятным для неподготовленного потребителя, более живым и одушевленным.
-
4. ОТВЛЕЧЕННЫЙ ГЕОМЕТРИЗМ рафинированных форм (это зрелый Мис ван дерРоэ, ранний Джонсон, Сааринен) отвергается НАРОЧИТЫМ СИМВОЛИЗМОМ - акцентированным выражением неархитектурных форм и идей средствами архитектуры ( лавка древностей в форме доисторического ящера в ЛосАнжелесе, закусочная в форме гигантского сендвича). 4
-
5. На смену СТРУКТУРНОМУ РАЦИОНАЛИЗМУ всей «новой архитектуры» пришли «ХАОС КАК НОВЫЙ ПОРЯДОК», ироническая парадоксальная архитектура, дисфункционализм с его нарочитым нарушением логики структурного построения (супермаркеты фирмы «Вест» с руинированным углом и т.п.). АНТИТЕКТОНИЧНОСТЬ и ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ в архитектуре - явление безусловно - временное, замкнутое само на себя и отражающее противоречия на определенном этапе истории архитектуры. 5
-
Европейский потмодернизм Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм при "декорировании сараев".
-
Принципы постмодернизма ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ КОНТЕКСТУАЛИЗМ МЕТАФОРИЧНОСТЬ АДХОКИЗМ (здесь и сейчас) и ПАРТИСИПАЦИЯ ( соучастие заказчика или потребителя). ИГРА И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ, ИРОНИЯ, ПАРОДИЯ И ГРОТЕСК.
-
Постмодернизм, являясь программным стилевым направлением, имел своих апологетов-теоретиков. Наибольший вклад в теорию архитектурного постмодернизма внесли Ч.Дженкс, Р.Стерн, Р.Вентури, Г.Клотц, которые сформулировали основные позиции постмодернизма. Среди них можно выделить следующие. 1. Это ДВОЙНОЕ КОДИРОВАНИЕ, которое заключается в адресации архитектурного образа как к обывателю, так и к профессионалу от архитектуры. Очевидно также, что в исследуемом объекте присутствует и «цитата в лоб», и игра, и театральность, и ирония, и пародия, и метафора – это ли не в духе постмодернистского образа? 2. Еще одним принципом постмодернизма, проявившимся в объекте, стал КОНТЕКСТУАЛИЗМ, позволяющий осуществить «…визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое, масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом». 3. МЕТАФОРИЧНОСТЬ - имеет место в качестве средства выразительности, заимствуя идеи с помощью образов из круга природы, техники, иной архитектуры. 4. АДХОКИЗМ (здесь и сейчас) и ПАРТИСИПАЦИЯ ( соучастие заказчика или потребителя). Архитектор делает жест как бы отречения от профессиональных устоев в пользу сиюминутных потребностей заказчика. Постмодернизм отгораживается от социальной ответственности. Он ориентируется на переосмысление обыденных вкусов , взглядов и настроений массового сознания, ища в обыденном и безобразном - художественное и эстетическое. 5. ИГРА И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ, ИРОНИЯ, ПАРОДИЯ И ГРОТЕСК. Игра отвлекает от определенного смысла, однако несет в себе смыслы воображаемые, замкнутые на себя. Именно об этом она оповещает зрителя, создавая рол спектакля.
-
230
-
231
-
232 Ricardo_Bofill_Taller_de_Arquitectura_Temples_du_Lac_Paris_Francia_07-2031 «Ля Порт».2006, Люксембург. Проект большой площади и ансамбля зданий в районе Плато-де-Кирхберг, где расположены многие официальные учреждения Европейского Союза. Новый взгляд на исторический центр города. Проект состоит из жилых зданий, гостиниц, концертного зала, соединенного парком с музеем современного искусства, и офисных башен-близнецов «Ля Порт», символизирующих въездные ворота.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.