Содержание
-
Литературный язык – это нормированная и обработанная форма общенародного языка.
Нормативность – произношение, выбор слов, употребление грамматических форм подчинено литературным нормам. Культура речи – это степень соответствия речи говорящего нормам литературного языка.
-
Речевые нормы
Орфоэпические Лексические Морфологические Синтаксические Стилистические арбуз, досуг, (што) рожа, башка ля(ж)г,бе(жа)гут, мест(ов) Подъезжая к дому, у Сережи радостно билось сердце. Дорогой директор! Прошу вас допустить меня к сдаче экзаменов. Очень хочу у вас учиться!
-
Стилистика – это особая лингвистическая дисциплина, которая изучает средства языковой выразительности и закономерности их употребления в речи в зависимости от целей, ситуации и сферы общения.
-
Стили речи
-
Перечисленные ниже слова и обороты распределите на четыре группы, в соответствии с четырьмя функциональными стилями — научным, официально-деловым, публицистическим и обиходно-бытовым. Слова каждой группы выпишите в отдельный столбец. Вставьте пропущенные буквы.
Нижеслед…щий, военщина, сгущ...нка, дифференциальный, температура кипения, иметь место, вояж, газировка, формулировать, послать на картошку, подвергать анализу, драндулет, ввере...ый, стать на вахту, шаром покати, привлеч…н к ответстве...ости, в истекшем году, выве...ти формулу, припарадились, таковой, изотермический, маловат, великоват, самоотверже...ый, вышеназванный, каюк, ча...ния, завалить (экзамен), оказать содействие, шумиха, закатить выговор, в случае н...явки, постоя...ая величина.
-
Определите слова, употребленные в несвойственном для них в литературном языке значении. 1. Пришлось одолжить у товарища сто рублей. 2. «Кто крайний?» — обратился дедушка к очереди. 3. «Вы не подскажете, как пройти на вокзал?» 4. Дедушка посмотрел на внука и обратно улыбнулся. 5. Командировочных поселили в новой гостинице. 6. Мама сдала мой костюм в реставрацию. 7. В романе мне хорошо запомнились два момента. 8. Студенты общежития собрали в скверике антисанитарию и вывозят ее на мусорную свалку. 9. На собрании начали будировать вопрос о туристическом походе. 10. Авторами первых голов были начинающие футболисты. 11. Не пройдет равнодушно человек мимо красиво оформленной наглядной агитации. 12. На складе спортивной базы мы встретили аншлаг: «Лыж нет».
-
Определите неточно употребленные слова и замените их. 1. Новый метод уборки хлеба быстро завоевал авторитет среди колхозников. 2. Группу вражеских автоматчиков, засевших на холме, было приказано немедленно аннулировать. 3. Неуспевающий ученик долго травмировал коллектив нашего класса. 4. Плюшкин подобрал у колодца старинное ведро. 5. В нашем общежитии древние кровати заменили новыми. 6. Уже несколько дней в театре идет премьера новой пьесы. 7. Коренные аборигены — индейцы — находятся в очень тяжелых условиях. 8. Каждый поступающий на работу должен писать свою автобиографию сам.
-
В приведенных ниже предложениях выберите из скобок синоним, наиболее подходящий по контексту. 1) У мальчика дурная привычка (тормошить, теребить) свои волосы. 2) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сумасшедшую цену за свою дачу, и нам пришлось отказаться. 3) Он с детства любил (скорую, быструю, торопливую) езду. 4) Работа почти готова. Надо только внести последние (поправки, коррективы). 5) Отец был не в духе. Он яростно (откатил, отбросил, отшвырнул) попавшийся ему под ноги мяч. 6) Значит, (встретимся, повстречаемся), как и договорились,— ровно в пять. 7) В нашей квартире несколько (жителей, жильцов). 8) Ещё один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли. 9) — Скажите, баня (функционирует, работает, открыта)? 10) Великий древнегреческий философ Сократ (проживал, жил) в пятом веке до нашей эры.
-
В приведенных ниже предложениях выберите из скобок синоним, наиболее подходящий по контексту. 1) У мальчика дурная привычка (тормошить, теребить) свои волосы. 2) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сумасшедшую цену за свою дачу, и нам пришлось отказаться. 3) Он с детства любил (скорую, быструю, торопливую) езду. 4) Работа почти готова. Надо только внести последние (поправки, коррективы). 5) Отец был не в духе. Он яростно (откатил, отбросил, отшвырнул) попавшийся ему под ноги мяч. 6) Значит, (встретимся, повстречаемся), как и договорились,— ровно в пять. 7) В нашей квартире несколько (жителей, жильцов). 8) Ещё один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли. 9) — Скажите, баня (функционирует, работает, открыта)? 10) Великий древнегреческий философ Сократ (проживал, жил) в пятом веке до нашей эры.
-
В приведенных ниже предложениях выберите из скобок синоним, наиболее подходящий по контексту. 1) У мальчика дурная привычка (тормошить, теребить) свои волосы. 2) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сумасшедшую цену за свою дачу, и нам пришлось отказаться. 3) Он с детства любил (скорую, быструю, торопливую) езду. 4) Работа почти готова. Надо только внести последние (поправки, коррективы). 5) Отец был не в духе. Он яростно (откатил, отбросил, отшвырнул) попавшийся ему под ноги мяч. 6) Значит, (встретимся, повстречаемся), как и договорились,— ровно в пять. 7) В нашей квартире несколько (жителей, жильцов). 8) Ещё один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли. 9) — Скажите, баня (функционирует, работает, открыта)? 10) Великий древнегреческий философ Сократ (проживал, жил) в пятом веке до нашей эры.
-
Домашнее задание
В следующих предложениях найдите стилистически неуместно употреблённые слова. Замените их более подходящими по контексту. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Самое трудное — уст...новить диагноз, определить характер хвори. 2) Над получением этих результатов уч...ный корпел несколько лет. 3) Тусклая лампочка озаряла н...большую комнату с грязными обоями. 4) Комитет указал на н...допустимость дальнейшей волынки со строительством стадиона. 5) На грядущей недел... надо бы заплатить взносы. 6) Прорва усилий была потрачена на то, чтобы от...екать ошибку в ра...чётах. 7) Не люблю, когда в букете превалируют красные цветы. 8) — Доколе мы буд...м терпеть ваше хамство?! 9) Около магазина слонялся пожилой страж в валенках и тулупе. 10) В приведённой формуле можно усмотреть, что корреляционный момент характеризует не только зависимость величин, но и ихнеера...еивание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.