Содержание
-
Логопедическое обследование детей и подростков с дизартрией
-
Литература
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006. 2. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М., 2009. 3. Методы обследования речи детей / под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2002.
-
Изучение анамнестических данных
Характер крика Захват соска Сосание Глотание Дыхание Наличие асимметрии лица Врождённые безусловные рефлексы Мышечный тонус Звуки гуления
-
Начальные этапы речевого развития
Реакция оживления на голос матери Слоговой лепет Понимание речи Какие звуки появились в речи Время появления первых слов Время появления первой фразы
-
Беседа с мамой
Как протекала беременность Течение родов Осложнения в родах Наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребёнка: в каком возрасте Находится ли ребёнок на диспансерном учёте
-
Психомоторное развитие ребёнка
В каком возрасте начал держать голову Сидеть Ползать Ходить Отмечалась ли моторная неловкость Как рисовал Лепил
-
Пищевое поведение ребёнка
В каком возрасте начали вводить твёрдый прикорм Какую пищу предпочитает ребёнок (жидкую, однородные массы, твёрдую, разнообразную)
-
Обследование состояния артикуляционного аппарата
Анатомическое строение и двигательные функции: Осмотр органов артикуляции губ, языка, мягкого нёба, состояние твёрдого нёба, подъязычной уздечки, челюстей
-
Анализируются
Мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба Отмечаются: Асимметрическое положение вытянутого вперёд языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкинезы языка, истончённость, вялость губ, провисание-подтянутость мягкого нёба
-
Обследование подвижности артикуляционного аппарата
Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу: Сомкнуть губы; Округлить губы, как при произношении звука [о] – удержать позу; Вытянуть губы в трубочку, как при произнесен и звука [у] и удерживать данный артикуляционный уклад
-
Двигательная функция челюсти
Вначале по показу, затем по словесной инструкции: Широко раскрыть рот как при произнесении звука [а] и закрыть; Сделать движение нижней челюстью вправо; Сделать движение нижней челюстью влево; Сделать движение нижней челюстью вперед.
-
Двигательная функция языка
Исследование объема и качества движений языка Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счёт от 1 до 5); Положить широкий на верхнюю губу и подержать (счёт от 1 до 5); Высовывание широкого языка на нижнюю губу; Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счёт от 1 до 5) и опустить к нижним зубам
-
Динамическая организация движений артикуляционного аппарата
оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот; язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперёд; широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на верхнюю губу
-
Функциональные пробы (Е.М. Мастюкова)
Проба 1. Открыть рот, высунув язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимися в боковых направлениях предметом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии
-
Проба 2 Выполнять движения языком вверх – вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребёнка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при движении языка, синкинезии
-
Обследование состояния мимической мускулатуры
Исследование объёма и качества движения мышц лба: нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб. Исследование объёма и качества движений глаз: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
-
3. Исследование объёма и качества движения мышц щёк: Надуть левую щёку, удержать позу в течение 3 с.; Надуть правую щёку, удержать в течение 3 с.; Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 с.; Надуть щёки, перегонять воздух из одной в другую; Втянуть щёки в ротовую полость между зубами и удержать (счёт от 1 до 5)
-
Отмечают
Объём движений; Точность выполнения; Тонус; Темп движений; Синкинезии
-
Обследование состояния мимической мускулатуры
4. Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз: Выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть, серьёзное лицо. 5. Исследование символического праксиса проводят по образцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье
-
Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи
Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003;
-
Обследование просодической стороны речи
Задание: прочитать наизусть любой текст. Отмечаются: Голос: сила, высота, тембр, назализованность, твёрдая или мягкая атака. Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный; Мелодико-интонационная сторона: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация;
-
Отмечаются:
Разборчивость речи: нечётко произносимые звуки, нечётко произносимые слоги, нечёткое ударение в словах.
-
Речевое дыхание
Прерывистое; Слабый, ускоренный выдох; Верхнее дыхание Шумное Нормальное Произнесение на выдохе: изолированное слово, фраза, состоящая из двух слов, многословная фраза
-
Обследование фонематического восприятия
Тщательное обследование физического слуха Узнавание и дифференциация неречевых звуков; Различение высоты, силы голоса логопеда, который произносит различные звукоподражания и слова; Узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу; Дифференциация слогов и фонем; Навыки фонематического анализа и синтеза
-
Обследование моторных и сенсорных функций
Тесты Н.И. Озерецкого (1930), модификации этих тестов Л.В. Лопатиной (2002), Е.Ф. Архипова (2006)
-
Показатели изучения
Статическая координация движений Динамическая координация движений Скорость движений Возможность осуществления одновременных движений Выполнение усложнённой двигательной программы
-
Отмечаются показатели
Повышение напряжённости мышц, не участвующих в выполнении теста Тремор и другие виды гиперкинезов Синкинезии Полнота и точность выполнения Согласованность движений рук и ног Двигательная память Качество статической координации Качество динамической координации
-
Динамический праксис
Смена 3-х положений кисти. Положение кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выполняется правой и левой рукой Реципрокная координация. Положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем одновременно изменяется положение обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую
-
Пространственный праксис
Пробы Хэда а) одноручные кисть руки к подбородку, пальцами касаясь его; кисть руки к подбородку, пальцами наружу б) двуручные Кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону руки К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки. Поочерёдная смена рук
-
Конструктивный праксис
Копирование фигур, в пространственном расположении Копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.