Содержание
-
Макроэкономическое равновесие. Проблемы его достижения в переходных экономиках
-
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
-
Условия макроэкономического равновесия
Фактический уровень производства равен потенциальному объему производства. Фактический уровень инфляции равен ожидаемой инфляции. Фактический уровень безработицы равен ее естественному уровню. Сальдо платежного баланса равно нулю.
-
Равновесие в макроэкономике имеет следующие виды:
Краткосрочное (текущее) и долгосрочное равновесие. Идеальное и реальное равновесие. Частичное, общее и полное равновесие. Устойчивое и неустойчивое равновесие.
-
Предпосылками достижения идеального равновесия являются наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних факторов.
-
Частичное равновесие – это такое равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Полным равновесием называют оптимальную сбалансированность экономической системы, а общим - равновесие системы в целом.
-
Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, разрушающий равновесие, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может восстановиться самостоятельно, то равновесие называют неустойчивым.
-
Проблема
макроэкономического равновесия возникает из-за того, что в рыночном кругообороте равенство расходов и доходов является обязательным условием, но если расходы всегда превращаются в доходы, то вот доходы вовсе не обязательно превращаются в расходы, и уж во всяком случае не обязательно равняются им.
-
Нарушение равновесия означает, что в сферах, секторах, отраслях экономики отсутствует сбалан-сированность, что приводит к:
Безработице Инфляции Спаду производства Снижению реальных доходов Снижению жизненного уровня и качества жизни населения
-
Для того, чтобы лучше разобраться в проблеме макроэкономического равновесия, необходимо рассматривать совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS)
-
Совокупный спрос – это количество конечных товаров и услуг, которое потребители, предприятия и правительство готовы купить по данной цене за определенный период. Обозначается как AD.
-
Кривая совокупного спроса P Y 0 AD
-
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного объема спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
-
Нисходящую траекторию кривой совокупного спроса обусловливают следующие причины.
Эффект богатства (эффект Пигу). Эффект процентной ставки. Эффект импортных закупок. Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в странах с переходной экономикой. Так, высокие процентные ставки — одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса.
-
Что касается эффекта богатства. Негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 г., т.е. освобождение цен от административного регулирования. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000—2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.
-
Третья причина — рост импортных закупок. Потребители отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда цены на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно стабильными. Импорт уменьшал чистый экспорт, а, следовательно и национальный доход и совокупный спрос. Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кривой AD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.
-
Из всего этого можно сделать вывод, что для достижения макроэкономического равновесия должно проходить соответствие между всеми сторонами экономики, т.е. между:
Производством и потреблением. Совокупным спросом и совокупным предложением. Товарной массой и ее денежным эквивалентом. Сбережениями и инвестициями Рынками факторов производства и потребительскими благами. И т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.