Содержание
- 
              
            Менеджмент в государственных организацияхПлан: Менеджмент: содержание и функции Проблемы использования методов менеджмента в системе государственного управления 
- 
              
            
 Менеджмент: содержание и функции 
- 
              
            
 Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью достижения поставленной цели. Менеджмент – это управление (целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью достижения поставленной цели) на основе максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. 
- 
              
            
 
- 
              
            Функции менеджментаПланирование Организация Регулирование Контроль 
- 
              
            ПланированиеЦели Критерии достижения целей Оценка ресурсов Постановка задач Разработка плана Планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений (Дитгер Хан). 
- 
              
            Цели и планыЦель - это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация План является «маршрутом» движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. 
- 
              
            Виды плановСодержание хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др. Структура фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела. 
- 
              
            ОрганизацияПостановкарабочих задач, их конкретизацию в отделах компании Распределение ресурсов между отделами Комплектование штата Формирование организационных структур управления 
- 
              
            
 Иерархия управления- организационная структура, состоящая из высшего, среднего и низшего уровней управления. Высший менеджмент Средний менеджмент Низший менеджмент Исполнительный уровень 
- 
              
            Высшие менеджеры (генеральный директор и его заместители)осуществляют управление деятельностью всей компании занимают ключевые посты в различных бизнес-единицах © PhotoDisc 
- 
              
            
 Менеджеры среднего звена (руководители функциональных служб и подразделений) детализация и передача управленческих задач и наоборот; координация деятельности различных служб компании; выполнение оперативных задач. 
- 
              
            Низший менеджмент (руководители функциональных служб и подразделений)оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ 
- 
              
            Руководство (лидерство)власть - способность человека влиять на группу людей для достижения определенных целей. мотивация - создание у работников стимулов к труду, побуждение их работать с полной отдачей. 
- 
              
            Основные стили лидерстваНевмешательство (консультации) Авторитарный (приказ) Демократический (делегирование полномочий) 
- 
              
            КонтрольОтслеживание деятельности Процедуры и критерии оценки направлений и эффективности деятельности Регистрация отклонений от целей и определение их причин Корректировка значительных отклонений. 
- 
              
            Организационные структуры в менеджменте– совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации 
- 
              
            Организационные структуры
- 
              
            Правила построения организационных структурСкалярность – наличие иерархии подчинения, у каждого работника есть начальник Единоначалие – у каждого подчиненного один начальник 
- 
              
            Высота иерархииВысокие организационные структуры – много уровней иерархии (армия, церковь, государственные органы, крупные бизнес-компании) Низкие организационные структуры – мало уровней подчинения (небольшие фирмы, современные сетевые компании) 
- 
              
            Норма подчинения- Количество людей подчиненных одному начальнику Небольшая норма подчинения (малые группы, люди работают с людьми) Большая норма подчинения (люди работают под руководством техники). 
- 
              
            Типы организационных структурЛинейная и линейно-функциональная Дивизиональная Современные адаптивные (гибкие) структуры (командная, проектная, матричная, сетевая) Критерии выбора: гибкость стабильность 
- 
              
            Линейная – функциональная структураУчасток Бригада Производственный отдел Директор Бухгалтерия Юридический отдел 
- 
              
            Линейные-функциональные структурыПринципы построения: «шахтный» принцип («принцип колодца») по каждой подсистеме иерархия служб специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). Методы оценки работы и стимулирования В основе работа подразделений - работа организации в целом второстепенна Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. 
- 
              
            Преимущества линейно-функциональных структурчеткая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях; четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих. 
- 
              
            Недостатки линейно-функциональных структуроперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими; слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; отсутствие однообразных критериев эффективности и качества работы; большое число «этажей» или уровней управления; перегрузка управленцев верхнего уровня; зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев 
- 
              
            Принципы построения функциональных структурфункциональная модель: «одно подразделение = одна функция»; процессная модель: «одно подразделение = один процесс»; матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»; модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.); 
- 
              
            Дивизиональная(процессная) структураУчасток Бригада Производственный отдел Директор 1 департамента Маркетинг Экономический отдел Участок Бригада Производственный отдел Директор 2 департамента Маркетинг Экономический отдел Генеральный директор Отдел стратегического развития Отдел корпоративного развития 
- 
              
            Дивизиональныеструктуры в мировой практикеПервые дивизиональные структуры управления - на предприятиях ''ДженералМоторс'‘ (20-е годы ХХ века) Наибольшее распространение они получили в 60 –70-е годы ХХ века. В конце ХХ века: США - 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших – 95 %. В Японии - 45 % всех компаний. © PhotoDisc Источник: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/2000-04/34/Pap34.html 
- 
              
            Принципы построения процессных структурпринцип объединения процедур: выполнявшиеся различными сотрудниками операции, интегрируются в одну, то есть происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс; принцип неразрывной последовательности: шаги процесса выполняются в естественном порядке, работа выполняется в том месте, где это целесообразно, смешанными группами, состоящими из работников различной предметной (функциональной) принадлежности или специализации; принцип владельца процесса: уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, он играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком, и ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс; 
- 
              
            
 принцип самостоятельности выбора: исполнители принимают самостоятельные решения и несут ответственность за получение заданного результата деятельности; принцип горизонтального контроля: качество результата проверяется его потребителем – следующим элементом процессной цепочки; принцип системности (целостности) управления: управление затратами происходит по месту их возникновения, система управления издержками строится совместно с организационной структурой, без отрыва от деятельности, «один процесс – одно подразделение – один бюджет». 
- 
              
            Преимущества дивизиональных (процессных организаций)четкая система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях; четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата; наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи; быстрая реакция исполнительных процессных подразделений на изменение внешних условий; в работе руководителей стратегические проблемы доминируют над оперативными; критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованны и сонаправленны. 
- 
              
            Недостатки дивизиональных (процессных организаций)повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств рядовых работников и исполнителей. управление смешанными в функциональном смысле рабочими командами – более сложная задача, нежели управление функциональными подразделениями; наличие в команде нескольких человек различной функциональной квалификации неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании. 
- 
              
            Адаптивная структура управления
- 
              
            Адаптивные (матричные структуры)совмещают принципы построения функциональных и процессных систем. В этих структурах существуют жестко регламентированные процессы, находящиеся под управлением менеджера процесса. При этом деятельность осуществляется работниками, находящимися в оперативном подчинении менеджера процесса и в административном подчинении руководителя, находящегося в функциональном «колодце». По существу, роль менеджера процесса состоит в координации действий внутри процесса. Подобное решение, с одной стороны, не полностью реализует преимущества процессного подхода, а с другой стороны, не полностью устраняет недостатки функциональной системы. На практике матричные структуры хорошо применимы для организации управления проектной деятельностью, и мало подходят для регулярного менеджмента, так как содержат в своей природе некоторое двоевластие – процессов и функций. 
- 
              
            Горизонтальная структура управления -система, позволяющая координировать деятельность, облегчая деловое общение и обмен информацией между отделами, исключая необходимость двигаться вверх и вниз вдоль вертикальной линии соподчиненности. © PhotoDisc 
- 
              
            Средства горизонтальной координацииИнформационные системы Команды и проблемные группы Менеджеры-интеграторы Неформальные организационные структуры распространение слухов система внутрифирменных отношений (расширение личных связей, наставничество) корпоративный дух и корпоративная культура 
- 
              
            
 Особенности использования методов менеджмента в системе государственного управления 
- 
              
            Сходство и различия коммерческого и государственного менеджмента
- 
              
            Государственный менеджментДвойственность государственного управления (политическое и административное управление) – противоречия и конфликты Особенности целей (первичность социальных целей – вторичность экономических) Специфика государственных структур и организаций Ограниченность политиков и госслужащих как менеджеров 
- 
              
            Двойственность государственного управленияПолитическийподход. Административный подход: Макроэкономический уровень (на уровне государства в целом, регионов и территорий, отраслей). Микроуровень (взаимодействия внутри и между государственными организациями). 
- 
              
            Политический уровеньЦель: сохранение власти правящего режима и территориальной целостности Критерии: идеологические критерии и ценности Методы: законодательство, политическое давление и идеология Организация: вертикальная, иерархическая. Риски: сложность оценки, выход за рамки правового поля, непредсказуемость решений, необходимость учета роли 3 силы 
- 
              
            Административный уровеньЦель: эффективное обслуживание населения, организация эффективной работы государственных структуры Критерии: экономическая и социальная эффективность Множественность методов Разнообразие структур 
- 
              
            Основные методы менеджмента ГУ на макроуровнеСтратегическое управление (стратегический менеджмент) Разработка и реализации государственной политики Государственное регулирование Государственные программы и проекты Страна в целом – регион – муниципалитет) 
- 
              
            Основные методы менеджмента ГУ на микроуровнеКадровая политика и управление персоналом Формирование организационных структур Включение элементов менеджмента качества в регламенты и стандарты Использование командных и проектных методов работы при разработке программ и проектов Принятие решений и т.д. 
- 
              
            Причины различий ГМ и КМПолитические ограничения – необходимость поддержки со стороны избирателей и гражданского общество Время – удачное/неудачное для принятия решений и воплощения их в жизнь Неопределенность критериев оценки Законодательные ограничения Человеческий фактор – правила игры - модель поведения чиновников и государственных служащих Страновые особенности 
- 
              
            Необходимость поддержки гражданского обществаПроблема измеримости целей (что мерить, кто мерит, как мерит, как оцениваются измерения). Размытость – противоречивость и неопределенность предпочтений общества (нет устойчивой иерархии целей) Предпочтение видимых результатов (краткосрочных, лучше снизить налоги, чем решать вопрос о долгосрочном развитии экономики) 
- 
              
            Время – «окно возможностей»Экономический цикл (экономическое состояние, спад /подъем). Избирательный цикл – период времени от одних выборов до других (есть смысл проводить изменения перед выборами, непопулярные изменения после выборов и т.д.) Финансовый цикл правительства – бюджет, правила его принятия и изменения направлений расходования средств) 
- 
              
            Неопределенность конечных результатовНеопределенность социальных и политических критериев – сложно представить в виде системы показателей Противоречия между политическими, социальными и экономическими результатами (закрыть малокомплектные школы – потерять деревни – развивать АПК) Преобладание оперативных решений 
- 
              
            Законодательные ограниченияОграничения на государственное вмешательство (снижение административных барьеров / выполнение бизнесом элементарных противопожарных, санитарных и экологических требований) Ограничения на участие государства в коммерческой деятельности (реализация сложных проектов / запрет на создание совместных организаций) Процедуры проведения государственных закупок и государственных заказов (качество /цена услуги) 
- 
              
            Человеческий факторИерархия и противоречия между стратегическими и оперативными решениями (высшего, среднего и младшего менеджера) Политические игры – решение государственного менеджера структурируется политической властью. (большая игра выберут/не выберут, малая игра – решение конкретной проблемы) Бюрократизм – стандарты и регламенты Характер контракта (срочный/бессрочный, в чьей команде) Личные отношения (между собой и к проблеме). Пассивность государственных служащих – как бы чего не вышло 
- 
              
            Страновые особенностиСистема государственного управления Иерархия власти в обществе Взаимодействие бизнеса и власти 
- 
              
            Основные методы менеджмента ГУ на макроуровнеСтратегическое управление (стратегический менеджмент) Разработка и реализации государственной политики Государственное регулирование Государственные программы и проекты Страна в целом – регион – муниципалитет) 
- 
              
            Стратегический менеджмент- это процесс определения наиболее существенных целей и параметров деятельности организации, рассчитанный длительный период и оформленный в виде стратегического плана или программы ее развития. 
- 
              
            
 
- 
              
            Стратегия социально-экономического развитияСинергетическая государственная политика: синергетическая модельная стратегия – XII Совещание экспертов ООН в области государственного управления и финансирования (Нью-Йорк 1995 год) Избирательность Модульность Наличие разных инструментов Открытая сеть государственного регулирования Поощрение элементов здоровой конкуренции 
- 
              
            Синергетическая избирательная модульная стратегияПриоритет долгосрочного планирования Система планов : долгосрочных (50 лет) с разбивкой на планы 5-10 лет. Саморазвитие – цели и ориентиры понятные и разделяемые большинством Ценностный подход – общезначимые цели 
- 
              
            Синергетическая избирательная модульная стратегия (принципы)Концептуальное мышление с опорой на реалистичные цели ( не текущие, а стратегические цели) Выявление и оценка возможных альтернатив развития Ориентация на минимизацию негативных тенденций Привлечение к разработке широких масс с целью получения возможно больших вариантов развития 
- 
              
            
 Оценка перспектив с учетом глобализации Личная ответственность создателей программ развития Постоянный мониторинг процессов – поиск и анализ ошибок Учет факторов неопределенности – стратегической нестабильности Системный – целостный подход, понимание взаимосвязи между элементами Оценка имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, административных, экономических и т.д.) 
- 
              
            
 Использование административных структур внимание к юридическим вопросам Приоритет неполитическим методам решения проблем Развитие плюралистического общественного мышления (PR технологии, «политика высокого качества»). 
- 
              
            
 Внимание к регулированию кризисов – прогноз возможностей насутпления кризиса Обобщение опыт реформ Развитие плюралистического общественного мышления (PR технологии, «политика высокого качества»). 
- 
              
            Открытая сеть государственного регулирования- использование разнообразных структур для разработки государственной политики группы экспертов по разработке государственной политики при министрах и руководителеях, ответственных за принятие решений; научно-исследовательские организации и аналитические центры – обоснование прогнозов и принимаемых решений 
- 
              
            Особые требования к государственным служащим и экспертамПрограммы аспирантской подготовки в ведущих университетах по проблемам государственного управления и государственного регулирования Национальные колледжи Система краткосрочной подготовки и переподготовки кадров с акцентом на политическое проектирование (Япония, Франция, Филиппины) 
- 
              
            
 Междисциплинарный характер знаний (история, математика. Теория принятия решений, философия и т.д.) 
- 
              
            Стратегическое государственное управление в России115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» 23 июня 1995 года Планы и прогнозы: Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные 
- 
              
            
 В целом по России – Стратегия 2020 (2008 и 2011 годы) По отраслям Регионам 
- 
              
            Стратегия 2020Среднесрочная и долгосрочная перспектива Макроэкономическая политика Институциональные преобразования Инвестиционная и структурная политика Аграрная политика Экологическая политика Региональная экономическая политика Внешнеэкономическая политика 
- 
              
            Региональные стратегии социально-экономического развитияСпособ проведения относительно независимой политики 2007 стандарт на разработку программ среднесрочного развития регионов (Минрегион развития) 2010 год – приняты основной частью регионов Разрабатывается органами государственной власти СФ и согласовывается с органами федеральной власти 
- 
              
            
 Структура: Оценка текущего состояния Ресурсная база территории SWOT анализ Приоритетные направления развития Производственные кластеры Принципы взаимоотношения с местнйо властью Формируют корпоративную миссию – долгосрочный ориентир развития 
- 
              
            
 Требования: Комплексность и цельность мероприятий Четкая разграниченность средств, распределяемых в рамках программы Увязка с федеральными и муниципальными программами Участие частных инвесторов Четкое выявление среди целей приоритетов Наличие сценариев развития территорий Оценка рисков заявленных мероприятий Открытость программ для новых перспективных направлений Индикаторы и график их достижений 
- 
              
            SWOT-анализВозможности Способы решения вероятных угроз Слабые стороны Наиболее вероятные угрозы, связанные с сильными сторонами Сильные стороны Описываются достижения Угрозы Наиболее уязвимые позиции отрасли 
- 
              
            Трафарет описания мероприятий
- 
              
            Принятие управленческих решенийУправленческое решение – это выбор одного или нескольких средств (линия поведения) для достижения одной или нескольких целей (желаемых исходов) 
- 
              
            Фазы принятия решенийВозникновение проблемы решения Формулировка и анализ проблемы Принятие решения Исполнение решения 
- 
              
            
 
- 
              
            Методы обсуждения проблем и принятия решенияДискуссии Групповые дискуссии (привлечение специалистов, экспертов, представителей заинтересованных социальных групп) Компромисс – поиск не оптимального, а приемлемого решения Теории игр – поиск возможных действия оппонента Мозговой штурм – нахождение альтернативных способов решения проблемы. Арбитражное решение – обращение к третьей стороне 
- 
              
            Правила рациональной дискуссииПравила постановки проблемы (каждый дополнительный вопрос согласуется с основным – основной в центре) Правило реплики в дискуссии (каждое выступление – критика предыдущих ораторов и защита собственной позиции) Правило согласования смыслового значения многозначных терминов (договориться о значениях) 
- 
              
            Нерациональные методы дискуссии:Высмеивание Ирония Апеллирование к авторитетам; Использование стереотипов Приписывание оппоненту свойств и мнений Тенденциозная интерпретация высказываний 
- 
              
            Административные переговоры- межличностное взаимодействие сторон и совместной деятельности, ориентированное на разрешение административных конфликтов или организацию сотрудничества и предполагающее совместное принятие решения, оформленное письменным соглашением или договором. 
- 
              
            Модели переговорного торга:Жесткий торг – ориентация на абсолютный выигрыш Мягкий подход – важность сохранения отношений, поиск компромиссного решения Принципиальные переговоры (Р. Фишер, У Юри) – мягкие снаружи, жесткие внутри. 
- 
              
            Критерии выбора модели:Субъективные представления партнеров о переговорах (ритуал, последний шанс и т.д.) Взаимные ставки партнеров ( риски, репутация, устремления) Личностный фактор (характер, стиль, настрой участников, личные отношения, компетентность, лояльность и т.д.) Качество коммуникации (манера самоутверждаться, агрессивность, уровень внимания при выслушивании доводов, способность рассуждать, влиять, убеждать, высказываться) 
- 
              
            Переговорные приемы:Сюрприз Тактика отсрочки Смена плана дискуссии, искусственный стержень Выдвижение алиби – я не виноват, ссылка на другие инстанции Упорное молчание, отсутствие на заседаниях, внезапный уход Обмен мнениями в марафонском темпе Разделяй и властвуй 
- 
              
            Принципы рациональных переговоровРазделять вопросы касающиеся личности участников и темы переговоров; Концентрироваться не на позициях сторон, а на интересах. Искать альтернативные варианты. Требовать объективных критериев оценки результата 
- 
              
            Основные методы менеджмента ГУ на микроуровнеКадровая политика и управление персоналом Формирование организационных структур Включение элементов менеджмента качества в регламенты и стандарты Использование командных и проектных методов работы при разработке программ и проектов Принятие решений и т.д. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.