Содержание
-
Метод альтернативной (дополнительной) коммуникации
Лазарева Е.В., учитель ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
-
Альтернативная коммуникация
— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если онине способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может:• быть необходима постоянно• применяться как временная помощь• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью
-
Средства коммуникации
1. Общие, не требующие никаких дополнительных устройств или приспособлений 2. Общие, основанные на использовании специальных приспособлений, с помощьюкоторых работает та или иная система
-
Средства коммуникации, не требующие специальных приспособлений
Дактилология Жестовая речь Тотальная коммуникация
-
Средства коммуникации, требующие специальных приспособлений.
Система Брайля Блиссимволика ЛЁБ-система Знаковая система Макатон Фонетическая система речевой коммуникации Къюд Спич Общение с использованием электронных технических средств
-
Планирование работы по обучению альтернативной коммуникации
Требования к организации обучения: 1. Переход от реального предмета к абстрактному образу2. Использование более точных и конкретных жестов, изображений, символов из множества существующих и доступных3. Постоянное поддержание мотивации работы4. Функциональное применение системы в ежедневном общении
-
Этапы организации общения с ребенком
1. Установление эмоционального контакта 2. Повышение психической активности ребенка 3. Создание продуктивного педагогического общения
-
Обучение альтернативной коммуникации детей с РАС
Виды коммуникации:1. Непреднамеренная коммуникация2. Преднамеренная коммуникация Стадии коммуникации: 1. Стадия самодостаточности2. Стадия просьб3. Стадия ранней коммуникации4. Партнерская стадия
-
Рекомендации по обучению альтернативной коммуникации детей с РАС
Примите на себя роль не только помощника, но и учителя Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера Предоставляйте ребенку положительную обратную связь Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации Поощряйте просьбы Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса» Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком
-
Рекомендации по речевому сопровождению альтернативной коммуникации
Говорите как можно меньше и как можно медленнее Ограничивайте количество слов при подаче информации Выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов Если ребенок только недавно начал пользоваться речью, то используйте одиночные слова для коммуникации Делайте паузы между произнесенными словами и предложениями Используйте другие визуальные методы, сопровождая речь (расписание в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках)
-
Информационные источники
1. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / И.Б. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 239с. 2. Громова, О.Е. Идеографическая письменная система «Блиссимволика» как компенсирующая стратегия общения при отсуствии речи / О.Е. Громова // Дефектология. – 2000. - №5.- С.72-77. 3. Землянова, Е.Т. Коммуникация (поддерживающая коммуникация): первые шаги / Е.Т. Землянова, Т.В. Лисовская // Дэфекталогiя. – 2005. - №4. – С. 18-26. 4. Зюммала, Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕФССН / Р. Зюммала. – Минск: БелАПДИиМИ. – 2005. – 56с. 5. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Московское городское педагогическое общество. – 1998. – 222с. 6. Смирнова, И.А. Неартикулируемые средства общения и методика их использования в работе по формированию коммуникативности у неговорящих детей / И.А. Смирнова // Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у детей с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: Речь. – 2004. – с. 206-226.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.