Содержание
-
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»
Выполнила: Воспитатель МБ ДОУ детский сад комбинированного вида № 436 Ленинского района Никитина Людмила Васильевна ГНижний Новгород 2012 год
-
Краткое портфолио педагога:
Образование: средне - специальное педагогическое. Стаж работы общий: 12 лет; в данном учреждении: 4 года; Квалификационные курсы: 2010 год ГОУ ДПО НИРО «Теория и методика развития ребёнка в трудовой деятельности» Удостоверение №830 Квалификационная категория: вторая (до 22.01.2015 года) В своей трудовой деятельности использую: Общеобразовательную программу детского сада №436
-
Образовательная область «Коммуникация»
Цели: Способствовать правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста. Вырабатывать чёткую артикуляцию звуков. Задачи: Формирование правильного произношения звуков Развитие речевого слуха, речевого дыхания. Выработка дикции. Формирование темпа речи и качества голоса. Воспитание выразительности речи.
-
Актуальность:
У детей слабо развита дикция, темп речи, интонационное чутьё. Ребёнок затрудняется отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Недостаточно сформировано правильно произношение звуков родного языка, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах. У детей 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
-
Анализ психолого-педагогической деятельности
Свою работу я начала с анализа уровня использования художественного слова в развитии звуковой культуры речи. Это помогло мне глубже узнать ребенка, особенности его развития, для того чтобы влиять на развитие его правильного звукопроизношения родного языка.
-
Цель работы
Организовать работу, направленную на формирование у детей младшего дошкольного возраста на использование художественного слова в развитии звуковой культуры речи.
-
Задачи
Развивать интонационное чутьё, темп речи, дикцию. Формировать правильное произношение звуков родного языка. Способствовать развитию отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения. Регулировать темп речи в связном высказывании.
-
Структура звуковой культуры речи
Речевой слух (способность различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз) Речевое дыхание (громкость, плавность речи) Звукопроизношение (формирование чёткой артикуляции звуков русского языка) Дикция (ясное, отчётливое произношение) Элементы звуковой выразительности (интонация) Культура речевого общения (тональность) Двигательные средства выразительности (мимика, жесты)
-
Анализ уровня развития знания и умения детей в образовательной области «Коммуникация»(сентябрь 2012 год)
-
Система работы с детьми.
Разработка системы занятий. Рассказывание русской народной сказки «Козлята и волк»Звуковая культура речи: приучать отчётливо и правильно произносить звук [с], изолированный в словах Пересказ русской народной сказки «Репка».Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [м]; дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произношение звукоподражаний на низких и высоких нотах).
-
Динамическая пауза с использованием художественного слова. «Ножки, ножки, где вы были…»(Дети имитируют движения взрослого, соотнося их с текстом стихотворения). Пальчиковые игры с использованием художественного слова.«Коготочки». (Дети держат руки перед собой, пальцы широко расставлены, слегка загнуты, как будто показывают коготки – шевелят пальцами).
-
Словесные игры на развитие внимания и фрагментарной памяти. «Хлоп – хлоп!»;«Большой - маленький»; «Закончи то, что я сказала». (Игры повторяются несколько раз, пока дети не научатся быстро реагировать на действия педагога) Речь с движениями.«Заинька, походи!»;«Вышла курочка - хохлатка»; «Башмачки»; «Утята»
-
Формы работы с детьми
Чтение художественных произведений. При чтении потешек («На кота потягушки»; «Уж ты котенька-коток»; «Расти коса до пояса»), стихотворений («Алёнушка»; «Стихотворения о животных»), сказок («Репка»; «Волк и козлята»; «Курочка Ряба»; «Теремок»), воспитатель обращает внимание детей на выразительную сторону речи, даёт образец интонации. Вопросно-ответная речь.При задавании вопросов, воспитатель ставит перед собой задачу количественного накопления словаря. Чтобы научить детей соотносить предмет со словом, нужно чаще ставить вопросы и получать на них ответы, в том числе и хоровые. Разучивание чистоговорок и скороговорок.Отработка дикции осуществляется путем заучивания и повторения детьми чистоговорок и скороговорок в повседневном общении. Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.(- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.- Ду-до-да – гудят провода.- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.- Жи-жи-жи – здесь живут ежи.- За-за-за – уходи домой коза. )Чтобы научиться произносить скороговорки быстро и правильно, нужно делать это постепенно. (- Водовоз вёз воду из водопровода.- Грабли – грести, метла – мести.) Словесные игры.Проведение словесных игр обеспечивает осознанное освоение ребёнком речевых умений и навыков. («Хлоп-хлоп»; «Большой - маленький»; «Закончи то, что я сказала»).
-
Стихотворные тексты в пальчиковых играх, динамические паузы.С помощью стихотворных текстов ребёнок отрабатывает дикцию, расширяет представление об окружающей среде. В пальчиковых играх ребёнок не только упражняет пальцы рук, но и учится правильно говорить. («Волшебные ручки»; «За работу»; «Мы считаем») В динамических паузах ребёнок учится соотносить строки с движениями тела. («Котята»; «Стрекоза»; «Вот как толстый мишка пляшет») Сказочные истории с язычком.Детей знакомят с функцией речевых органов – языка и зубов. Проводится гимнастика для язычка.(Истории из жизни язычка: «Домик для язычка»; «Язычок делает ремонт») Загадки складки. Через загадки у детей отрабатывается темп речи, обогащается словарный запас, развивается речевой слух. (Загадки о домашних и диких животных, птицах) Артикуляционная гимнастика На артикуляционных гимнастиках воспитатель прививает умение правильного произношения твёрдых и мягких согласных звуков, готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении. - Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля). - Шарик (т-ссс). - Пароход (ч-ч-ч).
-
Разновидности игр по развитию речи
Игры – драматизации, в процессе которых воспроизводятся несложные ролевые диалоги. («Волк и семеро козлят»; «Репка»; «Теремок») В творческих играх вопросами и включением в игру стимулируют детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия, отвечать на вопросы.(«Поезд»; «Огород»; «Дружные щенята») Игры на развитие речевого дыхания, способствуют развитию органов артикуляционного аппарата.(«Ветерок»; «Снежинки») Дидактические игры помогают детям запоминать названия и определять на слух различные действия предметов, инструментов; закреплять звукопроизношение звуков и развивать внимание. («Звуковая дорожка»; «С чьей ветки детки?»; «Угадай, что звучит?»)
-
Методы и принципы работы с детьми
Методы: Наглядные; Словесные; Практические. Принципы: Систематичность; Работа от простого к сложному; Мотивация детей, игровая заинтересованность, элементы «Сюрпризности» Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принцип интеграции
-
Интеграция по областям
«Социализация» -формирует дружеские отношения между детьми, развивает стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находит для этого различные речевые средства. «Познание» -развивает умение рассуждать, делать самостоятельные выводы. «Художественная литература» - формирует умение и навык пересказывать, составлять описательные рассказы, прививает умение отгадывать загадки и изображать героев загадок. «Художественное творчество» - развитие детского творчества, закрепления результатов правильного произношения звуков родного языка. Формирование интереса к речевой стороне окружающей действительности. Развитие детского творчества. «Музыка» - воспитание интонационного чутья, темпа речи в ходе проведения игр драматизации, словесных игр. «Физическая культура» - развитие речевого дыхания.
-
Методическое обеспечение.
О.Н. Сомкова Образовательная Область «Коммуникация» О.В. Акулова, Л.М. Гурович Образовательная Область «Чтение художественной литературы» О.С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О.С. Ушакова Знакомим дошкольников с литературой А.В. Аджи Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе.
-
Речевая среда
Для развития самостоятельной деятельности детей по развитию речи в группе оборудованы театрально-музыкально-художественные уголки, где есть необходимое оборудование для игр драматизаций («Колобок»; «Маша и медведь»; «Волк и семеро козлят»), дидактических игр («Звуковая дорожка»; «Угадай, что звучит?»), творческих игр («Поезд»; «Огород»). Игровой материал был подобран с учётом возрастных возможностей и уровня развития детей II младшей группы.
-
Работа с родителями
Формы работы с родителями: Включают в себя: Проведение бесед и консультаций.(«Характеристика развития детей во второй младшей группе»; «Воспитание звуковой культуры речи») Сообщения на родительских собраниях: Поиграем со звуками «Звуковая дорожка» Закрепление звукопроизношения твёрдых и мягких согласных звуков. Оформление папки-передвижки. Папка-передвижка "Развитие речи" Выставки дидактических игр для родителей. «Чудесный мешочек»; «У кого какой предмет?» Анкетирование для родителей по развитию речи детей на тему: «Речевое развитие» Изготовление масок героев сказок. «Репка»; «Лиса и волк» Совместное оформление и выставка детских работ в групповой комнате на тему: «Осень в гости к нам пришла.»
-
Сравнительный анализ уровней развития детей
-
Развитие интегративных качеств(начало года)
-
Выводы:
Наблюдая за детьми в процессе занятий и в процессе игр позволило мне сделать некоторые выводы: Систематическая работа по развитию дикции, темпа речи, интонационного чутья через использование художественного слова. Дети отчётливо произносят простые фразы, а также регулируют темп речи в связном высказывании. У детей сформирована произносительная сторона речи, развит артикуляционный аппарат. Дети четко проговаривают звуки родного языка.
-
Перспективы
Я планирую продолжать работу по данной проблеме, совершенствуя ее в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. С огромным желанием поделюсь своим наработанным опытом с начинающими педагогами.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.