Содержание
-
Консультация для педагогов и специалистов ДОУ
Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры Учитель-логопед: Жохова М.Б.
-
В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.
-
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи— это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
-
-
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:
-
-
Формирование звуковой культуры речи в работе педагога ДОУ
утренняя речевая гимнастика прогулки приход и уход детей домой в вечерние часы Музыкальные занятия
-
После утренней гимнастики - можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука На прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности В вечерние часы - организовать индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры
-
Используется разнообразный речевой материал, различные методы и приемы Звукоподражательные слова, потешки, поговорки, пословицы, чистоговороки, скороговороки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы. Специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов. Сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.
-
Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах педагогами ДОУ с учетом ФГОС
-
Первая младшая группа (от двух до трех лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года
-
Обследование состояния звуковой культуры речи детейв Первой младшей группе (от двух до трех лет)
-
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)задачи воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года
В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
-
Показатели развития: Ребенок к концу года должен: - правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» - изолированно, в словах и фразовой речи. - правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «»Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» и др. - изолированно, в словах и фразовой речи. - уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание. - использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации. - понимать значение терминов «звук» и «слово».
-
Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
-
-
Ребенок к концу года должен уметь: - правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание.
-
Старшая группа (от пяти до шести лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года
продолжать укреплять артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; продолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению), учить определять место звука в слове (начало, середина, конец), правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.
-
Показатели развития. К концу учебного года ребенок должен :
понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение»; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые); проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
-
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года
-
Обследование состояния звуковой культуры речи детейв Подготовительной к школе группе (от шести до семи лет)
-
Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях
-
-
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.