Содержание
-
Выполнила: Учитель начальных классовМОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.Горького Пильнинский район Нижегородской областиФадеева Ирина Владимировна
Методическая разработка раздела образовательной программы «Устное народное творчество» Литературное чтение (авторы программы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)УМК «Школа Росси»
-
Цель разработки
Совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного чтения и нравственных качеств у учащихся на уроках литературного чтения. Преподаваемый предмет – литературное чтение. УМК – «Школа России». Сроки реализации раздела программы: 3 сентября –20 сентября. Возраст детей, участвующих в реализации раздела программы – 7-8 лет.
-
«Истоки нравственности высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого…»
-
Пояснительная записка
Актуальность – одна из приоритетных задач Федерального образовательного стандарта нового поколения – воспитание духовно нравственной личности, формирование нравственных качеств учащихся, а также знаний и представлений о жизни наших предков. Новизна - разработана система уроков с использованием разнообразных технологий, форм, методов и приёмов, формирующих нравственные качества у учащихся.
-
Психолого-педагогическое обоснование
учебной деятельности необходимо придать новую личностно значимую мотивацию. мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. произвольное поведение основной мотив, преобладающий в этом возрасте — мотив достижения успеха. дети ищут новые групповые формы активности, занятий появляется планирование результатов действия и рефлексия.
-
Психологические особенности учащихся 2 класса
-
Цель и задачи раздела
Цель: создание условий для формирования и воспитания нравственных качеств у учащихся через совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного чтения Задачи: Образовательная: Овладение осознанным, правильным и выразительным чтением, как базовым умением. Развивающая : Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, совершенствование всех видов речевой деятельности. Воспитательная : Обогащение нравственного опыта младших школьников, активное влияние на личность читателя, его чувства, сознание, волю
-
Особенности учебной программы
Ведущей идеей курса литературного чтения является: - воспитание любви к Родине, к своей семье; - уважение к другим народам, к культурному наследию России; - формирование гражданской позиции, чувства патриотизма; - стремление осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.
-
Новизна учебной программы
На страницах учебников курса «Литературное чтение» УМК «Школа России» реализуются требования ФГОС НОО : формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Всё это реализуется через систему уроков с разнообразными современными технологиями, методами и приёмами.
-
Специфика восприятия и освоения учебного материала
Содержание изучаемого раздела «Устное народное творчество» имеет чрезвычайно важное значение для формирования ценностных ориентаций младшего школьника. Специфика восприятия содержания раздела программы обусловлена: особенностями возраста (младший школьный возраст); особенностями содержания раздела, его непосредственной связью с установками на нравственное поведение младшего школьника; особенностями класса, для которого характерны: высокий уровень общительности, саморегуляция в деятельности и поведении. Учащиеся 2 класса имеют хорошее личностное развитие, адекватную самооценку, стремятся к сотрудничеству. Большая часть класса имеет выраженные познавательные мотивы, остальные руководствуются социальными мотивами обучения. Ребята уже имеют некоторый жизненный опыт, интеллектуальные навыки и знания, поэтому вполне могут освоить понятия данного раздела.
-
Система знаний и система деятельности
Ожидаемые результаты освоения раздела программы. По окончанию изучения данного раздела учащиеся должны Знать: понятия «устное», «творчество», «народное», малые фольклорные жанры, понятия «бытовая сказка», «сказка о животных», «волшебная сказка», «драматизация». Уметь: различать малые и большие жанры фольклора; определять основную мысль сказки; приводить примеры произведений фольклора; различать загадки авторские и народные; составлять свои загадки о животных; объяснять смысл пословиц; пересказывать по картинному плану; оценивать события героев произведения;
-
Личностные результаты
- формирование положительного отношения к иному мнению; - развитие самостоятельности и ответственности за личные поступки; - развитие доброжелательности, отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов; - формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат
-
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа информации; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение В результате изучения раздела учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
-
Предметные результаты
осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы; формирование этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждениях, давать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
-
Методы и приёмы
Интерактивные (в режиме беседы, диалога учащиеся сами раскрывают новые сведения) Словесные (художественное чтение; эвристическая беседа; речевые упражнения; вчитывание; вычитывание; вслушивание; словарная работа;). Наглядные (использование художественно – иллюстративных пособий; средства музыкальной выразительности; натуральные объекты природы и продукты человеческой деятельности; драматизация; экскурсии, наблюдения. Практические ( театрализация; дидактическая игра; практические работы с текстом, предложением, словом; создание рисованных диафильмов). Методы стимулирования(определённые поощрения в формировании мотивации)
-
Технологии, используемые при изучении раздела
Объяснительно-иллюстративная технология Технология продуктивного чтения Игровая технология Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающая технология
-
Тематическое планирование
-
-
Разработка урока
Тема урока: Русская народная сказка «Каша из топора» Дата проведения: 20 сентября Цели урока: 1.Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой, учить полноценно воспринимать художественное произведение. 2.Развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь, обогащать словарный запас детей. 3.Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу; коммуникативные умения: учитель-ученик, ученик-ученик. Данный урок является десятым в разделе «Устное народное творчество» Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний Оборудование: детские рисунки к сказкам, слайды Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный Принципы: доступности, систематичности, последовательности Формы организации познавательной деятельности: фронтальная Формы контроля: фронтальный опрос
-
Структура урока
I Организационный момент II Актуализация знаний Беседа Речевая разминка Проверка домашнего задания a) Пересказ сказки «Лиса и журавль» б) Выставка рисунков в) Чтение по ролям IIIСообщение темы и цели урока IVИзучение нового материала Вступительная беседа Подготовительная работа Первичное чтение Проверка понимания VФизкультминутка VIЗакрепление изученного материала VIIИтог урока VIII Домашнее задание
-
Физминутка для глаз
-
-
Заключение
Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла. Хочется верить, что посеянные в детских сердцах зёрна Истины прорастут и дадут свои плоды. «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро...» В.А.Сухомлинский.
-
Используемая литература
1. Амонашвили Ш.А Личностно – гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Концепция и программы для начальных классов. Школа России.: в 2 ч., ч1 - 3-е изд., - М.:Просвещение, 2008. 3. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1 4. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальное школе.: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. 5.Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению к учебнику Головановой М.В., Климановой Л.Ф. – М: Вако, 2005. 6. Гримак Л.П. резервы человеческой психики: Введение в психологию активности – М.: Политиздат, 1987 7 Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: Философские, психологические и педагогические истоки: науч. - метод. пособие. М.: Глобус, 2009. 8. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Родная речь: учеб, для 2 кл. нач.шк.: в 2 ч., ч1- 2-е изд., - М.: Просвещение, 2005 9. Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 10. Сухомлинский В.А. «Советы взрослым и юношеству».- М.: Народное образование, 1961
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.