Содержание
-
Методический семинарна тему:«Использование опорных схем на уроках в начальной школе»Составитель: учитель начальных классовIквалификационной категории Хертек А.М.с. Хемчик, 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хемчикская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Бай-Тайгинскийкожуун Республики Тыва»
-
«Рецепт успеха ученика прост: во - первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во - вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» писал педагог - новатор Виктор Федорович Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных сигналов — ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
-
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавал себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Помогают достичь этой цели опорные схемы.Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратился к данной теме.
-
Данный вопрос нашёл отражение в работе известной московской учительницы начальных классов, заслуженного учителя школы РФ Софьи Николаевны Лысенковой, достигшей высоких результатов в обучении и воспитании младших школьников. Новизна ее методической системы – в наборе чётко алгоритмизированных дидактических знаков, схем, таблиц, опор, карточек – опорных сигналов, которые выполняют опорную функцию в организации обучения и в управлении мышлением учащихся.
-
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
-
Использование на уроке схем, таблиц и плакатов помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике. Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
-
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала, развивает коммуникативную деятельность. Задачи • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. • Повышение интереса к изучаемому материалу.
-
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема (плакат, таблица) становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
-
Схемы, которые я использую на уроках, мы с детьми называем «опорой мысли». Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания и формулировок. Они усваивают их осмысленно. Уроки с использованием схем дают многое. Они не только развивают и укрепляют память, волю ученика, но и воспитывают его.
-
На уроках использую возможности опорных схем в целяхиндивидуализации обучения, дифференцирования заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач. Опорные схемы активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстреедумают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целомобеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работакласса.
-
Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности. В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения.
-
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования установлены требования к результатам обучающихся. Преподнесение учащимся учебного материала должно быть метапредметным. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Научить ребёнка учиться – в этом цель метапредмета.
-
Какие выводы я седлал из опыта применения опорных схем, таблиц, плакатов? - Каждый ученик может хорошо учиться, необходимо укреплять в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в том, что он справится даже с трудной работой. - Увеличивается время разговорной речи, скорость разговорной речи. - Работа по опорным схемам дисциплинирует класс. - Ежедневный контроль знаний учащихся ведет к прочным и глубоким знаниям. - Ученики избавлены от перегрузки. - Учащиеся приобретают навыки и умения работать с книгой. - Устанавливаются доброжелательные отношения между учителем и учеником. - Опорные схемы, составленные учениками в специальных тетрадях, помогают родителям контролировать учебу детей. В результате такой организации учебного процесса в классе создается четкий, единый, общий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором своего труда и труда других и это влияет на повышение качества знаний и активизации познавательной деятельности.
-
Познавательная работа во взаимосвязи опорных схем и обязательного учебно-программного материала открывает широкие возможности для развития у учащихся не только мышления и памяти, но и всех компонентов психики подрастающего человека в ходе обогащения его научными знаниями, умениями и навыками, создавая тем самым необходимые условия для развития своих способностей, для удовлетворения своего познавательного интереса, умения самостоятельно добывать себе знания, быть готовым к волевому усилию в целях преодоления препятствий в процессе учебной деятельности, получения удовлетворения от учебной деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.