Содержание
-
Методика обучения ИЯ как наука
Нельзина Е.Н.
-
-
План
Роль и место ИЯ в системе языкового образования Специфика предмета ИЯ и его возможности для развития личности Роль курса методики в системе профессиональной подготовки Связь методики с другими науками Основные методические категории Методы научного исследования
-
?
Какие функции выполняют языки в жизни общества? Какие факторы влияют на статус предмета «Иностранный язык»?
-
Функции РЯ и ИЯ
Информационно- познавательная Коммуникативная Регулятивная Ценностно-ориентировочную Этикетная
-
Факторы, влияющие на статус
Социально-экономические и политические; Социально –педагогические; социально-культурные; Методические.
-
Роль и место ИЯ в системе языкового образования
Общеобразовательная область «Филология» 2класс -2часа 5-9 классы – 3 часа 10 -11 классы: Поддерживающий уровень Профильный уровень
-
Школы с углубленным изучение ИЯ; Гимназии Изучение ИЯ как второго с 5, 7, 9 класса Школы европейского типа Профессиональные лицеи Высшие учебные заведения
-
?
В чем проявляется специфика предмета «Иностранный язык»?
-
Основное назначение обучения иностранному языку
формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка; воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ.
-
Иностранный язык как учебный предмет
Необходимость формирования навыков и развития умений на новой языковой базе; Необходимость личностно значимых мотивов; Путь усвоения – «сверху вниз»; Незначительная плотность общения; Межпредметность (беспредметность); Многоуровневость; Полифункциональность
-
Возможности для развития личности
Развитие умений общаться (техника общения, высказывание своей точки зрения); Развитие познавательной сферы; Развитие эмоциональной сферы; Развитие умений учиться (развитие УУД); Развитие филологического кругозора; Развитие общего кругозора; Знакомство с новыми культурами
-
Согласны ли Вы, что
« Интеллигентный человек не должен ограничиваться знаниями на родном языке. Не случайно, когда хотят подчеркнуть чью-либо образованность, упоминают, сколькими языками он владеет» Лихачев Л.В.
-
Методика
Методика есть совокупность предписаний/рекомендаций для учителя Методика – учебный предмет в педагогических образовательных учреждениях Методика – научная дисциплина, которая исследует преподавание и изучение ИЯ и культуры (учитель--предмет ИЯ -ученик)
-
Методика - предмет
2-4 курсы –теоретическая и практическая подготовка (лекции, семинарские и практические занятия); 3,4 курсы педагогическая практика
-
Круг проблем
Зачем? Цель преподавания/изучения Что? Содержание обучения Как? Принципы, методы, приемы,…. Какие средства? УМК, …….. Кто преподает? Кто изучает?
-
Общая и частная методики
Общая методика изучает закономерности обучения независимо от того, о каком языке идет речь; Частная методика изучает процесс обучения одному языку с учетом его особенностей.
-
Связь методики с другими науками
Дидактика; Психология: возрастная психология; психология речи (речь, речевая деятельность, навыки и умения) Лингвистика (языковой и речевой материал)
-
Методика как наука
Объект – часть реальной действительности, которая познается: учебный процесс (деятельность учителя, деятельность учащегося, которые соотносятся с учебным предметом); Предмет – знания об объекте (цели, содержание, принципы, методы, приемы, средства, а также проблемы развития самой науки)
-
Категориальный аппарат
«Система обучения» реализуется в учебном комплексе» и включает ряд взаимосвязанных компонентов: цель, средства и методы обучения.
-
Цель – планируемый/заранее мыслимый/ результат деятельности, отражающий потребности общества; Содержание- то, чему учить для достижения поставленных целей. Компоненты содержания – языковой материал, речевой материал, социокультурный компонент, навыки и умения.
-
Метод обучения в общепедагогической литературе определяется как «система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования; методические приемы -элементы метода, «составные его части», определенные организационно-методические мероприятия. (И.Л.Бим).
-
«Система обучения иностранному языку»: прежде всего это информационная система, построенная на процессах приема, переработки, хранения, передачи информации в целях приобщения учащихся к иноязычному речевому поведению, общественному опыту с тем, чтобы обеспечить соответствующий общеобразовательный уровень абитуриента и создать предпосылки для его дальнейшего самообразования»
-
Под «средствами обучения»подразумевается, с одной стороны, - «материальные средства обучения», т.е. предметы и материалы (учебники, пособия, ТСО), а с другой – виды деятельности, (например, чтение как средство обучения иностранному языку).
-
Термин «способ» употребляется часто в таких сочетаниях как способ (прием) семантизации, способы (приемы) активизации и т.д. Способы (приемы) могут варьироваться также в зависимости от этапа обучения, особенностей, условий, характера материала
-
Подход -стратегия обучения; Принципы – основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны обучения (дидактические, методические принципы); Условия – это обстоятельства, при которых происходит обучение; Формы – характер связи между обучающим и обучающимся
-
Методы исследования
Методы исследования – научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте. Теоретические: анализ и синтез, построение гипотез, моделирование;
-
Опытные методы: Эксперимент опытное массовое обучение Вспомогательные: - анкетирование - тестирование - наблюдение - изучение и обобщение опыта учителей.
-
Необходимо знать:
Функции языка; Факторы, влияющие на статус предмета «ИЯ»; Определения терминов: методика; общая и частная методика; Объект и предмет методики; Категориальный аппарат; Методы исследования
-
Задания
Повторить содержание лекции и выучить определения наизусть; Визуализировать на отдельном листе или в электронном формате в форме ментальной карты или таблицы проблему « Роль предмета «Иностранный язык» в развитии личности обучающихся».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.